• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Киноклуб 10 июня 2011 г.: обсуждение фильма «Окраина» (1998, реж. П.Луцик)

 

10 июня на отделении культурологии прошло второе заседание киноклуба «Синий
Ключ», посященное обсуждению фильма «Окраина» (1998, реж. П.Луцик).

На заседание клуба собралось около 50 человек, несмотря на то, что многих мог
отпугнуть просмотр черно-белого кино в пятницу вечером. Среди них были гости
с отделений востоковедения и философии, а также преподаватели отделения
культурологии. В этот раз выбор фильма и последующую его интерпретацию
предложил профессор кафедры наук о культуре Руслан Заурбекович Хестанов. В
соответствии с регламентом киноклуба он выступил с коротким вступлением, в
котором рассказал о своих зрительских установках. В «Окраине» Петра Луцика
Руслан Заурбекович предложил обнаружить ресурс, который делает этот фильм
«перпендикулярным» всему отечественному кино 1990х.

После этого начался показ. Фильм Луцика отличает особая черно-белая стилистика,
отсылающая к определенному периоду советского кино. Это рассказ о мести
простого народа, живущего на окраине, на своей земле, людям из города, которые
у них эту землю отбирают. На протяжении всего действия простые уральские
люди ищут виновных в продаже их земли нефтяному магнату. На своем пути они
никого не жалеют и идут на любые жертвы, чтобы восстановить справедливость.
Добравшись до Москвы, убивают нефтяного магната, поджигают его небоскреб и
взрывают столицу.

Сложный и неоднозначный фильм Луцика вызвал оживленную дискуссию.
Первым свой ключ, как это и положено приглашенному гостю заседаний «Синего
ключа», предложил Руслан Заурбекович. Он увидел в этом фильме реализацию
эпической модели, важную мифологему девяностых. Также он обозначил тезис о
страхе интеллигенции перед крестьянами.

Эту реплику подхватил профессор кафедры наук о культуре Ян СергеевичЛевченко.
Он заявил о присутствии в фильме востребованного сейчас имперского дискурса.

В дискуссию также включились аспиранты и студенты отделения культурологии.
Многие смогли предложить свои “ключи”, и благодаря этому каждый сумел составить
собственное представление о фильме.