• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

Генезис особо охраняемых природных территорий: случай музея-заповедника Дивногорье — III экспедиция Школы культурологии в Воронежскую область

В июле сотрудники и студенты Школы культурологии провели вторую в этом году экспедицию. На этот раз мы отправились в Воронежскую область, где работали в рамках темы «Генезис особо охраняемых природных территорий: случай музея-заповедника Дивногорье» (30.06.2019 - 10.07.2019). Это уже третья поездка в музей-заповедник Дивногорье в рамках проекта «Открываем Россию заново». Публикуем отзыв о прошедшей экспедиции от Анны Межаковой, студентки 2 курса магистратуры образовательный программы «Прикладная культурология».

Когда летняя сессия была сдана, возник справедливый вопрос «А чем же заняться в эти два нестерпимо долгих и унылых месяца без учебы?», то я всомнила, что еще весной подавала заявку в экспедицию Школы культурологии. И вот в июле наша команда отправилась на музей-заповедник Дивногорье в Воронежской области, чтобы стать участницей большого исследовательского проекта Лаборатории исследований культуры и изучить влияние научного знания на развитие территорий Воронежской области. За десять дней члены экспедиции посетили музей-заповедник Дивногорье, НИИ Сельского хозяйства Центрально-Черноземной полосы имени В.В.Докучаева, Хоперский заповедник, археологический музей-заповедник Костенки и Воронежский заповедник.

Помимо изучения истории по имеющимся публикациям, посещения музея и отдельных лесополос, интервью с сотрудниками и местными жителями, начинающие исследователи узнали о деятельности института Докучаева, который занимался выработкой мер по высадке лесополос для предотвращения засухи. Но куда более любопытно было поразмышлять о том, как же сегодня существует территория после выполнения поставленной задачи? Наше предположение состоит в том, что оно активно музеефицируется. Свидетелями чего мы и стали на территории НИИ им. Докучаева. В Костенках мы пытались понять, можно ли на территории музея-заповедника использовать землю под рассаду, когда на территории музея-заповедника долгие годы находят кости мамонта. Но ответ, который меня беспокоит до сих пор: нужно ли разводить бобров во время повсеместного распространения Тиндера? Пока он остается открытым. В результате посещения заповедников было зафиксировано состояние их музеев, собрана библиотека локальных публикаций и т.д.

Другим не менее важным направлением работы экспедиции был сбор биографических интервью жителей хутора Дивногорья, которые будут переданы местному музею-заповеднику и использованы в последующих выставках и мероприятиях. Разговаривая по душам с людьми в возрасте 50-80 лет, студенты поняли, как много событий может пройти за одну жизнь, каждый из нас практически проживал жизнь другого человека за время глубинного интервью, многие из них длились и 4 и 5 часов. Часто, после такого разговора, студентам было необходимо немного времени побыть наедине с собой, осмыслить не только слова информанта, но и свои ощущения после получения этого уникального опыта. Ну и, конечно, для любителей статистики, таких как студентка 4-го курса ОП «Культурология» Любовь Герасенко, во время экспедиции было проведено анкетирование туристов, результаты которого были переданы напрямую дирекции музея-заповедника Дивногорье.

Во время экспедиции мы не только занимались круглосуточной полевой работой, но и по завершению каждого дня проводили семинары с руководителями экспедиции на свежем воздухе с видом на неподражаемые воронежские закаты. Во время этих семинаров обсуждаются возникающие в ходе исследования вопросы, участники обмениваются эмоциями, а блюда, приготовленные под руководством Хестанова Руслана Заурбековича, сопровождают самые щедрые комплименты. Однажды на таком семинаре оказалось, что во время биографического интервью студентку 2-го курса ОП «Культурология» Елизавету Соколову и студентку 1-го курса магистратуры «Прикладная культурология» Полину Алейникову информантка не просто пригласила домой и рассказала о своей жизни, но и подарила целую сумку дивногорских деликатесов! Свежие помидорки, консервированные арбузы, соус «болоньезе» и банка сала скрасили не только вечерний семинар, но и вдохновили студентов на более глубокие и кропотливые исследования в области местной кулинарии и распределенного образа жизни.

Узнать больше о наших экспедициях можно на специальной страничке в Фэйсбуке и на созданном для этих целей сайте cultexp.ru. Настоящая экспедиция стала возможной благодаря проекту «Открываем Россию заново».