Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4
М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Новое литературное обозрение. 2015. № 136. С. 231-240.
В кн.: Шиллер в культурных мифах современности. М.: Пробел – 2000, 2015. С. 12-32.
Когда летняя сессия была сдана, возник справедливый вопрос «А чем же заняться в эти два нестерпимо долгих и унылых месяца без учебы?», то я всомнила, что еще весной подавала заявку в экспедицию Школы культурологии. И вот в июле наша команда отправилась на музей-заповедник Дивногорье в Воронежской области, чтобы стать участницей большого исследовательского проекта Лаборатории исследований культуры и изучить влияние научного знания на развитие территорий Воронежской области. За десять дней члены экспедиции посетили музей-заповедник Дивногорье, НИИ Сельского хозяйства Центрально-Черноземной полосы имени В.В.Докучаева, Хоперский заповедник, археологический музей-заповедник Костенки и Воронежский заповедник.
Помимо изучения истории по имеющимся публикациям, посещения музея и отдельных лесополос, интервью с сотрудниками и местными жителями, начинающие исследователи узнали о деятельности института Докучаева, который занимался выработкой мер по высадке лесополос для предотвращения засухи. Но куда более любопытно было поразмышлять о том, как же сегодня существует территория после выполнения поставленной задачи? Наше предположение состоит в том, что оно активно музеефицируется. Свидетелями чего мы и стали на территории НИИ им. Докучаева. В Костенках мы пытались понять, можно ли на территории музея-заповедника использовать землю под рассаду, когда на территории музея-заповедника долгие годы находят кости мамонта. Но ответ, который меня беспокоит до сих пор: нужно ли разводить бобров во время повсеместного распространения Тиндера? Пока он остается открытым. В результате посещения заповедников было зафиксировано состояние их музеев, собрана библиотека локальных публикаций и т.д.
Другим не менее важным направлением работы экспедиции был сбор биографических интервью жителей хутора Дивногорья, которые будут переданы местному музею-заповеднику и использованы в последующих выставках и мероприятиях. Разговаривая по душам с людьми в возрасте 50-80 лет, студенты поняли, как много событий может пройти за одну жизнь, каждый из нас практически проживал жизнь другого человека за время глубинного интервью, многие из них длились и 4 и 5 часов. Часто, после такого разговора, студентам было необходимо немного времени побыть наедине с собой, осмыслить не только слова информанта, но и свои ощущения после получения этого уникального опыта. Ну и, конечно, для любителей статистики, таких как студентка 4-го курса ОП «Культурология» Любовь Герасенко, во время экспедиции было проведено анкетирование туристов, результаты которого были переданы напрямую дирекции музея-заповедника Дивногорье.
Во время экспедиции мы не только занимались круглосуточной полевой работой, но и по завершению каждого дня проводили семинары с руководителями экспедиции на свежем воздухе с видом на неподражаемые воронежские закаты. Во время этих семинаров обсуждаются возникающие в ходе исследования вопросы, участники обмениваются эмоциями, а блюда, приготовленные под руководством Хестанова Руслана Заурбековича, сопровождают самые щедрые комплименты. Однажды на таком семинаре оказалось, что во время биографического интервью студентку 2-го курса ОП «Культурология» Елизавету Соколову и студентку 1-го курса магистратуры «Прикладная культурология» Полину Алейникову информантка не просто пригласила домой и рассказала о своей жизни, но и подарила целую сумку дивногорских деликатесов! Свежие помидорки, консервированные арбузы, соус «болоньезе» и банка сала скрасили не только вечерний семинар, но и вдохновили студентов на более глубокие и кропотливые исследования в области местной кулинарии и распределенного образа жизни.
Узнать больше о наших экспедициях можно на специальной страничке в Фэйсбуке и на созданном для этих целей сайте cultexp.ru. Настоящая экспедиция стала возможной благодаря проекту «Открываем Россию заново».