• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Конспект лекции Ильи Инишева "Эстетическая теория вчера и сегодня"

3-го августа в рамках проходившего в г. Минске Республиканского фестиваля искусств «Арт-Сегмент»состоялась лекция доцента кафедры наук о культуре ГУ-ВШЭ Ильи Инишева на тему «Эстетическая теория вчера и сегодня:многомерность современной эстетики».

 

Основная тема:

Специфика эстетической теории вообще и современной эстетической теории в частности

 

Эстетическая теория вообще:

 

Для «эстетической теории»характерно отсутствие непреодолимой дистанции по отношению к своему предмету, наличие которой, напротив, принято считать коренной чертой теоретического как такового.

 

Эстетическая теория, если угодно, более коммуникативна:она состоит в двусторонних отношениях со своим «предметом». Характер этих отношений варьировался от одной эпохи к другой, по-разному влияя на сами кондиции«эстетического».

 

Три формы отношения эстетики к эстетическому:(1) прескрипция - (2) конструкция - (3) дейксис

 

(1)              Прескриптивный/учредительный/конститутивный характер эстетической теории 18-19 вв.:эстетика предписывает границы эстетического в нормативном и пространственном смыслах.«Учредительный»характер эстетики дает о себе знать в двояком употреблении термина:эстетика как наука и как предмет. А также в отождествлении «эстетического»и «художественного», которое, как известно, представлет собой не столько дескриптивное, сколько прескриптивное т.е. нормативное понятие.

 

(2)              Относительное содержательное и жанровое единство классического искусства подрывается плюрализацией эстетической деятельности разнообразных художественных сообществ, претендующих на учреждение новых типов социальности и новых способов артикуляции окружающего социального мира. Философское понятие «абсолютного свободного творческого субъекта»стало обретать конкретные социальные формы, обладающие своими собственными логиками развития. Утраченное смысловое единство потребовало специальных усилий по его воссозданию (на деле:речь идет скорее о создании механизмов, способных в какой-то мере компенсировать потери, связанные с возрастанием социальной и культурной дифференциации). Различные теории (и не только эстетические) стали ресурсом и инструментом инкорпорирования интерсубъективных смыслов в художественные объекты. Такова функция инструментализированной и плюрализированной эстетической теории в эпоху художественного модерна и авангарда.

(3)              Если единство классического искусства базировалось на непрерывности традиции и социальном консенсусе национального государства, то в современном глубоко дифференцированном и дискретном (в частности, индивидуалистическом) мире, эстетическое служит одним из немногих интегральных оснований. Эту функцию оно выполняет не посредством унификации «эстетических содержаний» или изобретения своего рода «общего эстетического знаменателя», а благодаря пролиферации форм эстетического, т.е. вследствие того, что сегодня называют «эстетизацией повседневности», или «глобальной эстетизацией»(например, Mike Featherstone, Wolfgang Welsch). Эстетическая теория, в итоге, перестает быть нормирующей и предписывающей смыслы инстанцией, превращаясь постепенно в многообразие дискурсивных указаний (дейксисов), обозначающих и схематично описывающих разнообразные повседневные ситуации, в которых спонтанно осуществляется специфически эстетическое формирование социально значимых смыслов. Задача теории в этом случае - не объяснение (симплификация), а усложнение (комплификация) эстетического опыта (своего рода дискурсивное уплотнение, следствием которого оказывается не растворение эстетического в дискурсивном, а, напротив, его «автономизация»).

 

Некоторые следствия из (3) для статуса искусства:

Искусству более не принадлежит ведущая роль в учреждении эстетического. Категорическое/категориальное разделение эстетического и художественного устраняется. На передний план постепенно выходит то, что можно назвать «нехудожественным эстетическим».

 

Эстетическая сфера обретает комплексный и многомерный характер.

 

В ряде современных концепций искусство рассматривается лишь как одна из разновидностей эстетического, или как модификация «внехудожественного»эстетического:

 

«Внехудожественное эстетическое»:

-      Результат модификации содержаний и модусов повседневного опыта (посюсторонний и «экстернальный»характер эстетического). Внехудожественный эстетический опыт может быть расценен как опыт модификации объекта в вещь, мимолетного и прагматически мотивированного восприятия —в специфический модус присутствия (Martin Seel). При этом все эти модификации остаются частью повседневного опыта и рассматриваются как восстановление первоначальных, неинфецированных теорией форм восприятия (например, Gernot Böhme:«эстетика атмосферного»).

-      Изменение вектора эстетического:теперь он направлен не от повседневности, а по направлению к ней (эффект:семантическое уплотнение, выработка новых траекторий опыта [например, «фланёр»Бодлера])

-      Эстетический опыт как форма интенсификации и плюрализации нашего опыта окружающего (физического и социального) мира, а также форм самосознания («либерализация»представления о действительном).

-      Флексибилизация институциональных границ эстетического. Музей (и прочие «художественные»институты) —не эксклюзивное место эстетического опыта.

 

-      Важный фактор эстетизации повседневности:колонизация эстетического пространства электронными каналами дистрибуции и коммерческим содержанием

 

-      Форматирование искусства доминирующими сегодня (медийными) формами репрезентации. Пример:соотношение фотографии и скульптуры.

-      Искусство –это «всего лишь»одна из форм «эстетической работы», нацеленной на визуальное и эмоциональное конструирование повседневных пространств.

 

В итоге, конститутивный перформативный, или событийный характер эстетического и художественного опыта (Хайдеггер, Адорно, Гудмэн, Фишер-Лихте...) становится парадигмой не только эстетической теории, но и эстетической деятельности, что можно рассматривать как «практическое»преодоление парадигмы «произведения искусства»(Kunstwerk, work of art).

 

Одна из задач художника конструирование не только «арт-объекта», но и условий его восприятия. В конечном итоге, «объект»–это лишь средство, или пусковой механизм для конфигурации новых форм —в том числе и прежде всего «нехудожественного»– опыта.

Художник (эстетический работник) вынужден искать подступ к «эстетическому»всякий раз заново, прежде всего, ввиду того, что нынешнее социальное пространство всегда уже эстетически артикулировано.

 

Некоторые из тем современной эстетики:

 

(a) взаимосвязь медиумов и измерений повседневного перцептивного опыта (зависимость характера содержание от медиума репрезентации, соотношение образов различной димензиональности [например, соотношение двухмерных и трехмерных образов])

(b) художественное как один из режимов политически значимой дифференциации и дистрибуции чувственного

(c) театрализация общественной и политической сферы

(d) эстетическое переживание как форма интенсификации самосознания (недискурсивные и градуальные трактовки самости, «картография эстетических опытов»)

(e) эстетизация экономики и окружающей среды

(f) эстетическое измерение социальной коммуникации

(g) теория и критика образности [эстетического и социального воображаемого]

(h) эстетическое измерение теоретической и практической рефлексии