• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Факультет гуманитарных наук Школа культурологииНовости"Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России": книга Ирины Шевеленко

"Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России": книга Ирины Шевеленко

6 июня на базе школы культурологии факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ состоялась презентация книги Ирины Даниэлевны Шевеленко, профессора русской литературы Висконсинского университета (Мэдисон, США), "Модернизм как архаизм: национализм и поиски модернистской эстетики в России", вышедшей в 2017 году в издательстве "Новое литературное обозрение".

В презентации принали участие: Ирина Шевеленко, Ирина Прохорова (литературовед, глава издательского дома "Новое литературное обозрение"), Сергей Глебов (профессор истории, Смит Колледж, Нортхэмптон, США), Александр Дмитриев (доцент Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ, Москва), Марина Раку (доктор искусствоведения, Российская академия музыки им. Гнесиных), Илья Кукулин (доцент Школы культурологии НИУ ВШЭ, Москва).

Книга посвящена интерпретации взаимодействия эстетических поисков русского модернизма и нациестроительных идей и интересов, складывающихся в образованном сообществе в поздний имперский период. Она охватывает время от формирования группы «Мир искусства» (1898) до периода Первой мировой войны и включает в свой анализ сферы изобразительного искусства, литературы, музыки и театра. Основным объектом интерпретации в книге является метадискурс русского модернизма — критика, эссеистика и программные декларации, в которых происходило формирование представления о «национальном» в сфере эстетической. Зависимость русской культурной традиции последних двух столетий от Запада, став источником напряжения и внутреннего конфликта в «эпоху национализма», приводила идеологов и практиков модернизма к поискам способов актуализации автохтонных (народных, допетровских, низовых) традиций и к провозглашению возврата к «национальным корням» как содержательного смысла эстетического эксперимента. Этот акт культурного конструктивизма имел существенное значение как для художественной, так и для интеллектуальной истории России; его анализ меняет представление о культурной динамике позднего имперского периода и о месте в ней экспериментального искусства.

C видеозаписью презентации можно ознакомиться по ссылке: https://m.youtube.com/watch?v=qsy06OQ921s