• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекция профессора НИУ ВШЭ Виталия Анатольевича Куренного в КФУ

Виталий Куренной рассказал о философии крупнейшего и практически неизвестного в России современного немецкого философа Германа Люббе, о его концепции современной культуры, о либерально-консервативной школе выдающегося ученика Э.Кассирера Иоахима Риттера, к которой принадлежит Люббе. 

Лекция профессора НИУ ВШЭ Виталия Анатольевича Куренного в КФУ

8 апреля перед преподавателями и студентами ИСФН выступил профессор Высшей Школы Экономики Виталий Анатольевич Куренной (Москва). Тема его выступления - либерал-консервативная философия культуры Германии второй половины XX века. 

Виталий Куренной рассказал о философии крупнейшего и практически неизвестного в России современного немецкого философа Германа Люббе, о его концепции современной культуры, о либерально-консервативной школе выдающегося ученика Э.Кассирера Иоахима Риттера, к которой принадлежит Люббе. Виталий Анатольевич отметил, что эта школа незнакома российскому читателю, а между тем она представляет собой некоторый «срединный путь» философии Германии ХХ века, пролегающий между сциллой и харибдой «правых» и «левых» философских направлений.

В рамках выступления состоялась презентация книги Германа Люббе «В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем» (М.: Изд. дом Высшей школы экономики, под науч. ред. В. Куренного). Книга содержит, по мнению В.А. Куренного, культурфилософскую «стереоскопическую теорию модерна». В контексте этой теории высвечиваются самые разные характеристики модерна: семья как экономическая единица общества утрачивает свое значение и – образуется свободное пространство для субъективной любви; современная наука, озабоченная результативностью/продуктивностью, не интересуется историей, и это порождает бурный рост историко-культурных гуманитарных дисциплин; только в обществе модерна становятся нужными гуманитарные науки и рождается историческое сознание; модерн – цивилизация стандартизации: в какой бы точке мира мы ни находились, поезда, гостиницы, всё должно быть одинаковым, стандартным, а если это так, то модерн уже давно не чисто европейский феномен. И парадоксально эта стандартизация порождает стремление сохранить что-то свое: национальное, местное. Сохранить культурное наследие: можно даже настроить новоделов и озаботиться тем, чтобы выдать их за «старое». Интересен и глубок проведенный Г. Люббе анализ природы тоталитаризма: это сверх-моральная система, отбрасывающая правила морали, а сверх-моральность – корень бесчеловечности. И, возможно, главная идея Г. Люббе: наше пребывание в настоящем становится все более кратким. Настоящее – это пространство/время, где нам удобно, где мы хорошо ориентируемся, знаем, как оно устроено. Однако инженерные знания сегодня полностью устаревают в течение трех лет, а вещи, которыми мы пользовались пять-десять лет назад, попадают в музеи. Сокращение настоящего вызывает нормальные компенсаторные реакции: мы стремимся сохранить исторический облик наших городов, проводим тотальную музеификацию вещей, которыми пользовались буквально вчера, увлекаемся разнообразными прогнозами. А самое главное, культура модерна задает специфический вектор нашего исторического сознания – сознания, организованного по типу прецепции: мы думаем о том, какая память сохранится в будущем о нас, когда мы сами станем прошлым.

В аннотации к книге Г. Люббе сказано: "В динамической цивилизации модерна увеличивается скорость обновления науки и техники, искусства и экономики, политики и права. Уменьшается период времени устойчивой работы и жизни. Наше пребывание в настоящем сокращается. Время становится ограниченным, а потому нуждается в социальной и технической организации — как среда координации наших действий."

А приобрести эту замечательную книгу можно в известном своей интеллектуальной атмосферой казанском магазине и культурном центре  «СМЕНА».

 

Источник информации: Профессор кафедры социальной философии Т.М.Шатунова; фото - сайт ЦСК "Смена".