• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Философия культуры

Доброхотов А. Л.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Книга
В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем

Люббе Г.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Книга
Политический романтизм

Шмитт К.

М.: Праксис, 2015.

Книга
Телеология культуры

Доброхотов А. Л.

М.: Прогресс-Традиция, 2016.

Статья
"The Art of Penultimate Truth”: Dmitrii Prigov's Aesthetic Principles

Lipovetsky M., Kukulin I. V.

The Russian Review. 2016. Vol. 78. No. 2. P. 186-208.

Статья
Russian Literature on the Shoah: New Approaches and Contexts

Kukulin I. V.

Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2017. Vol. 18. No. 1. P. 165-175.

5 февраля проекты школы культурологии “Синий ключ” и “Путь к музыке” провели совместное мероприятие.

Студенты решили осветить проблему взаимодействия музыки и власти и их влияния друг на друга. 

Прокомментировать её на примере фильма Жерара Корбьо “Король танцует” (2000) предложил Сергей Кириенко, студент 4-го курса школы культурологии. По мнению гостей, поднятая тема является действительно актуальной как для России, так и для всего мира в целом.

Фильм повествует о Жане-Батисте Люлли – придворном музыканте Людовика XIV. Сделав головокружительную карьеру, он повлиял не только на дальнейшее развитие барочной музыки и французской культуры в целом, но и на политику монарха, во время правления которого Франция стала центром всей Европы. Беспорядки, предшествовавшие правлению Людовика, вызванные религиозными и гражданскими войнами, подвигли монарха к ведению жёсткой политики и централизации власти в своих руках. Король бросил вызов католической церкви и старому мировоззрению. В этом ему помогла музыка и две влиятельные фигуры из его окружения – придворный музыкант Жан-Батист Люлли и драматург Жан-Батист Мольер. 

 

Опираясь на обширный материал своего курса “Музыкальная культура Западной Европы”, Сергей рассказал гостям о придворном обществе XVII века и о 4-х китах, на которых оно строилось: этикет, иерархия, престиж, привилегия. Человек в то время – это мнение окружающих о нём, и при любом ошибочном действии человек мог изменить свою позицию – потерять имя и репутацию. Жизнь придворного общества была жёстко регламентирована и достаточно театрализована.

 

Всё это можно явно проследить по жизни придворных музыкантов. Музыка для короля играла очень большую роль и сопровождала его везде: в церкви, на праздниках, на войне и даже во время занятий любовью. А писали эту музыку и руководили оркестрами придворные музыканты, которые помимо всего прочего могли совмещать свою должность и с другими государственными постами. У придворных музыкантов были грандиозные привилегии, одна из которых - весомая пенсия через 25 лет службы. Более того, репутация короля сильно зависела от репутации его придворного музыканта. Эта ситуация злила аристократию, потому что музыканты теснили её со всех сторон. В ходе обсуждения была высказана идея о том, что своего величия в эпоху правления Людовика XIV Франция достигла и благодаря музыке, потому что монарх считал, что музыка должна быть самой уважаемой в Европе.
На примере противостояния придворных музыкантов и аристократии в фильме Корбьо поднимает ещё и такие проблемы, как конфликт молодых и стариков, конфликт церкви и светского общества, а также конфликт Франции и Италии XVII века. “Придворное общество показано через музыку, как и все его перипетии и интриги,” - отмечает Сергей. Слова могут быть очень опасны, а с помощью музыки возможно сказать всё.

 

В ходе дискуссии после выступления Сергею было задано много вопросов. Например, с какого момента в истории можно говорить о зарождении той музыки, о которой говорится в фильме. В трактате Б. Кастильоне (1516 г.) «О придворном» был описан идеальный придворный, который, среди прочего, должен был понимать музыку и играть на музыкальных инструментах. Игра на инструменте, пение и умение танцевать были обязательны для придворных. 

 

Гораздо больше вопросов и комментариев у аудитории возникло по поводу современной политики в России, а также места классической музыки в мире. Так, мы обсудили недавно принятый законопроект, носящий название «Об основах деятельности по организации и проведению зрелищно-развлекательных мероприятий в РФ», который обязывает деятелей культуры вступить в организацию исполнителей и выплачивать каждый год членский взнос (круглая сумма), чтобы получить разрешение давать концерты в зале площадью более, чем 400 квадратных метров. Как вам такой ход? Аудитория посчитала, что это очередной рычаг, с помощью которого власть сможет регулировать деятельность артистов, а также и всё их творчество, не дай бог люди услышать что-то аполитическое! Вспомнили многих современных исполнителей и их композиции, например, песню Тимати «Лучший друг президент Путин». Посмеялись.

 

Также затрагивалась тема патриотических песен и «Голубого огонька». Было отмечено, что современные конкурсы (чаще конкурсы патриотической песни) ставят условием то, что исполнители могут петь исключительно на русском языке. Так и новогоднее шоу: все звёзды русского шоу-бизнеса наиграно отдыхают и исполняют свои шлягеры, которым могут подпевать все россияне. Многие заключили, что политические хитрости, которые использовались монархами XVII века не изменились и в наши дни.

 

Кудрявцева Юлия, 3 курс школы культурологии

 

Фотографии с мероприятия находятся в сообществе "Синего Ключа": https://www.facebook.com/SinijKey/