• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Книга
Философия культуры

Доброхотов А. Л.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Книга
В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем

Люббе Г.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Книга
Политический романтизм

Шмитт К.

М.: Праксис, 2015.

Книга
Телеология культуры

Доброхотов А. Л.

М.: Прогресс-Традиция, 2016.

Статья
"The Art of Penultimate Truth”: Dmitrii Prigov's Aesthetic Principles

Lipovetsky M., Kukulin I. V.

The Russian Review. 2016. Vol. 78. No. 2. P. 186-208.

Статья
Russian Literature on the Shoah: New Approaches and Contexts

Kukulin I. V.

Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2017. Vol. 18. No. 1. P. 165-175.

Усидеть на венском стуле

В августе 2015 состоялась 7-ая поездка проекта «Большие города», подготовленная при активном участии Школы культурологии НИУ-ВШЭ. О своем путешествии рассказал студент 4-го курса школы культурологии Сергей Кириенко

После того, как прошлым летом Лаборатория Культурных Проектов и клуб культурных путешествий «Улисс» школы культурологии возили группу студентов в ветреный и дождливый Амстердам, было бы если не логично, то хотя бы ритмично ожидать теплой поездки. Но она оказалась совершенно феноменальной — такой жары Вены не помнит. И в рамках проекта «Большие города» таких испытаний участникам еще не выпадало. Тем более, что половина поездок проходят на зимних каникулах, когда можно ожидать чего угодно, только не тоски по кондиционеру. Именно она и накрыла венскую команду со всей неожиданностью.

            В течение недели участники поездки открывали для себя Вену. Стоит отметить, что путешествия альянса — это не экскурсии по туристическим и не очень объектам, расписанным в краеведческих книжках. Вернее, без этого не обходится, но не это главное. Организаторы — Петр Алексеевич Мазаев, руководитель Лаборатории Культурных Проектов, и Ян Сергеевич Левченко, профессор школы культурологии — на каждой прогулке предлагали новый взгляд на город, буквально настраивая оптику, а в конце дня провоцируя участников делиться впечатлениями и мыслями об увиденном.

            А Вена действительно способна удивить любопытного путешественника. Вы видите улицы, где дома неожиданно «шагают вперёд» за красную линию — это значит, что они построены до того, как эта красная линия появилась. Вы видите въезды во двор под углом в 90 градусов, чтобы туда не въезжали повозки, улицы, горбящиеся вдоль линии бывших бастионов, о которых напоминает лишь слово «Бастай», и т. п. Вена — город, где барочные церкви (а именно здесь находится плафон иезуита Аугусто Понцио, меняющий очертания по мере движения к алтарю) соседствуют с функциональными домами великого Отто Вагнера, впервые убравшего декоративные элементы со стены. А в соседнем районе вдруг прорастут, как грибы из-под земли, удивительные, нелепые, но цепляющие память постройки Фриденсрайха Хундертвассера, чей мусоросжигательный завод внешне больше похож на аквапарк.

Вена — город, продающий память об империи. В первую очередь, тут всем показывают Хофбург — резиденцию австрийских Габсбургов, правителей огромной и непрочной континентальной империи. Непрочной уже потому, что чуть ли не внутри Хофбурга императором провозглашал себя победивший всех Наполеон Бонапарт. После падения всех империй с 1918 по 1934 годы Веной управляли демократы, и самая впечатляющая постройка так наз. «красной Вены» — двор с 72 одинаково оформленными подъездами. Адольф Гитлер тоже увековечил своё пребывание в городе, установив четыре зенитных башни в самых людных местах (и шанс, что эти башни будут уничтожены, крайне мал). А одна из улиц Вены очень напоминает Санкт-Петербург – если закрыть глаза на то, что река Вена, почти полностью спрятанная в трубу, не идёт ни в какое сравнение с Невой.

            Главные носители венского туристического духа — Моцарт и Климт. В каждой сувенирной лавке вам предложат конфеты «Моцарт», а также всевозможные безделушки, на которых вы увидите репродукции знаменитого символиста. Памятник композитору в Бурггартене — без комментариев, его конкурент — только позолоченный Иоганн Штраус, у которого после взятия Вены в 1945 году группами фотографировались бойцы Красной Армии. На площади у собора Святого Штефана вас будут преследовать «Моцарты» (в основном гастарбайтеры из Словакии) с предложением сфотографироваться  и купить билеты на «их» ближайший концерт. Кстати, о Словакии: участники поездки успели побывать в Братиславе (в прошлом этот город был столицей Венгрии, где короновались австрийские Габсбурги) и почувствовать, что такое перемещение из Западной Европы в Восточную. Пусть даже при этом Вену и называют самым восточным городом Западной Европы. Но всё же Западной!

            Лаборатория Культурных Проектов и клуб «Улисс» Школы культурологии были в самых разных местах Вены – в церквях-музеях, и специально собранных коллекциях (в первую очередь, стоит отметить Художественно-Исторический Музей, музей Альбертина с знаменитым зайцем Дюрера (конкурентом Климта и Моцарта), Башню Умалишенных с медицинским музеем (относится к Кунсткамере примерно как Нева к Вене), газометры (памятники индустриальной эпохи, ныне – многофункциональные центры), дом-музей Фрейда. Не были обойдены вниманием и Венский университет (один из самых старых в Европе, основан в 1365 г.), и Пратер (самый старый из постоянно действующих парков развлечений).

            После насыщенной дневной программы участники поездки не только обсуждали увиденное, но и смотрели фильмы («Третий человек» Кэрола Рида, где послевоенная Вена является полноправным участником детективной истории; «Пианистка» Михаэля Ханеке – о так называемом «венском комплексе» исключительности в овладении музыкальным искусством), а благодаря приглашённым гостям увидели Вену глазами местных жителей.

            Город, в котором есть всё для комфортной жизни, где по воскресеньям нет людей на улицах; город, где из-под крана течёт питьевая вода; где нет турникетов для прохода на электрички и метро, а для покупки железнодорожного билета в другую страну ЕС не нужен даже паспорт – всё это Вена. Dank für Aufmerksamkeit!