Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4
Кукулин И. В.
М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Рогинская О. О.
Новое литературное обозрение. 2015. № 136. С. 231-240.
В кн.: Шиллер в культурных мифах современности. М.: Пробел – 2000, 2015. С. 12-32.
После просмотра гость киноклуба, оставив в стороне уже опубликованные материалы, поделился с нами (эксклюзивно!) последними размышлениями о фильме. Свежесть этих размышлений имеет значение в контексте актуальных событий. Еще в июле 2013 года, когда фильм увидел свет, история о жизни интеллектуала в предчувствии войны могла показаться безнадежно устаревшей, как и страх войны, похороненной в далеком XX веке. За два года мы увидели, как война возродилась в один момент, с присущим ей дискурсом ненависти и всепожирающей мобилизацией. Таким образом, за два года, «Ветер крепчает» превратился из ностальгической истории, в критику современности, по крайней мере нашей, русско-украинской современности. Нельзя остаться в стороне и на нашем гуманитарном факультете: «когда идет война, участвуют все» (Долин) — авиатор-мечтатель, построивший истребить A6M Zero, явился нам напоминанием. Каковы границы личной ответственности, какой вклад интеллектуал вносит в войну? Эти вопросы не могут быть закрыты.
В то же время, «крепчающий ветер, это вовсе не могильный, заупокойный, радиоактивный ветер который несет нам смерть, это ветер новой жизни» (Долин) — мы живем в эпоху конца конца. Культура истощенная постмодернистской эсхатологией рождает новые смыслы там, где были похоронены старые. Искусство, закончившееся в XX веке, продолжает существовать, отмененная фигуративность цветет в аниме и манге, мертвые романы продолжают пи
саться, а театр играться. Так и конец карьеры Хаяо Миядзаки, и, возможно, вместе с ним, конец рисованной полнометражной анимации, есть лишь начало нового этапа диалектики смыслопорождения. Большие, но идеологически обезоруженные, фэнтезийные и сказочные нарративы, занимающие центральное место в современной массовой культуре — свидетельства этого нового этапа, который нам с вами еще предстоит понять.
Такой противоречиво оптимистический показ был. Ветер крепчает, а мы торопимся жить. До встречи на следующем заседании.
Ссылки на статьи А. Долина, упомянутые им во время заседания:
http://kinoart.ru/archive/2013/10/chernyj-yashchik
http://vozduh.afisha.ru/…/hayao-miyadzaki-menya-nazyvayut-…/
Прикрепляем для вас аудиозапись обсуждения показа:
https://www.dropbox.com/…/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9%20…
Текст: Сергей Тарасов
Фотографии: Екатерина Ефименко