• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Представляя современный город: международный исследовательский коллоквиум THE IMAGE OF THE CITY

23-24 мая 2013 г. на отделении культурологии НИУ ВШЭ (при организационной поддержке членов НУГ «Визуальные среды современной культуры») состоялся исследовательский коллоквиум «Образ города: исследовательские и репрезентационные стратегии в современной урбанистике» с участием исследователей городского пространства из Техническогоуниверситета Дармштадта, Германия (Technical University Darmstadt, Germany).


В течение двух дней участники обсуждали теоретические и практические проблемы, связанные с формированием идентичности современного города.

Ключевым моментом всех докладов стало сложное понятие «образа города», вынесенное в название коллоквиума. И речь не только о насыщенном визуальном опыте современного горожанина. Подводя 24 мая итоги первой части мероприятия, Илья Инишев отметил, что в современной ситуации исследователям городов приходится говорить не столько о воображаемых сообществах, сколько о воображаемых пространствах. Доклады, прочитанные участниками мероприятия, осветили разные аспекты этой образности.

Коллоквиум открылся выступлениями немецких коллег. Петер Ноллер (Peter Noller) рассказал о проекте «Типичный Дармштадт» («Typisch Darmstadt»), целью которого было исследовать характер этого небольшого немецкого города через эмоциональнуюконтекстуализацию, определить его характер (basicmood). Дармштадт уподоблялся человеку – привычная для нашего сознания метафора, давшая исследователям возможность получить репрезентативные ответы жителей на вопросы, поставленные во время публичных дискуссий об образе их города. Модель, основанная на самоописании города, была и в центре доклада Мартины Лёв (Martina Löw), посвященного Манхейму. Попытка объяснить архитектурную «непривлекательность» города показала, что проблемы с идентичностью вызывают представления жителей о космополитичности и самодостаточности Манхейма, что, впрочем, может быть описано и как способ самозащиты.

Профессор Хельмут Беркинг (Helmuth Berking) обратился в своем выступлении к более широкой проблеме определения самого понятия города (city) в современной социологии. Образ города может иметь видимые и вполне объективные очертания. Представить город как нечто целое можно двумя способами: как воображаемое пространство карты или же с естественных позиций, как своего рода overview, что сегодня общедоступно при помощи технических достижений. Эти наблюдения наглядно иллюстрировалисьсопровождавшими доклад снимками ночных городов из космоса.

О «фреймах» городского пространства говорил и Виктор Вахштайн (МВШСЭН, Москва). В качестве таких ограничителей образа города были предложены фреймы «утопического воображения». В его структуре было предложено выделить несколько оппозиций, позволяющих анализировать такие кейсы, как архитектура инновационного центраСколково и поведение посетителей торгового центра «Охотный ряд» на Манежной площади в Москве.

Сергей Никитин (Москультпрог, Москва) также использовал Манежную площадь в качестве кейса – как один из примеров конструирования образа города через топонимы. Примеры связи места с его именем подробнее были разобраны в кейсе, связанный с площадями итальянского города Монца.

Доклады второго дня не так сильно перекликались друг с другом, однако их тоже объединяло пристальное внимание к неоднозначности проблемыописания образа города. Дмитрий Замятин (РНИИ культурного и природного наследия им. Д.С., Москва) предложил использовать для решения этих трудностей такие понятия, как пост-география и со-присутствие, что вызвало оживленную реакцию участников коллоквиума, и вызвало вопрос о целесообразности такой методологической парадигмы. Доклад Ильи Инишева (НИУ ВШЭ, Москва) также был посвящен теоретической стороне вопроса и предлагал рассматривать современный город как своего рода иконический объект. Такое понимание городской среды снимает противоречия между внешней и внутренней перспективой данности города.

Елена Трубина (УрФУ, Екатеринбург) проследила связь между мифологией модерности и ее отражением в архаических и пост-индустриальных элементах, при помощи которых происходят попытки конструирования образа города в рамках «мега-событий» - таких, как чемпионат мира по футболу. Критически проанализированные кейсы (Украина и Россия) подняли вопрос о связи образа города с конфликтами между различными темпоральностями.

Заведующий отделением культурологии НИУ ВШЭ Виталий Куренной на этот раз посвятил свое выступление одному из главных проектов отделения – ежегодному летнему исследованию г. Торжок, - сообщив о последних результатах. В качестве важной структурной составляющей образа Торжка была предложена слабая связь его населения с городским пространством, что подтверждает анализ существующих в нем культурных практик (в узком смысле слова).

Выступление Юлии Бедаш (НИУ ВШЭ, Москва) также было посвящено связи повседневных городских практик с формированием образа города. Понимание пространства как динамической структуры позволяет объяснить такие феномены, как эстетизация городского пространства и его одомашнивание, связанные с эмоциональностью, возникающей на пересечении субъективности, общества и пространства.

В завершение коллоквиума Дмитрий Замятин и Елена Трубина представили проект специального номера журнала «Культурная и гуманитарная география», в котором планируется опубликоватьрезультаты прошедшего мероприятия в виде статей участников.