• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
ФКН

Ольга Рогинская прочитала лекцию «"Настоящая вещь" в современном театре: музей — барахолка — вещевой рынок»

30 января цикл открытых лекций ВШЭ в музеях Москвы продолжила доцент кафедры наук о культуре Ольга Рогинская, выступившая слекцией «"Настоящая вещь" в современном театре: музей — барахолка — вещевой рынок» в Доме-музее М.Н. Ермоловой.

Как давно существуют вещи? Ровно столько же, сколько существует человечество, которое привыкло создавать их, чтобы делать удобной свою жизнь. Вещи окружают нас с рождения до самой смерти, становясь участниками нашей жизни и ее фоном, приметами и атрибутами времени.

Как давно вещи из реальной жизни существуют в театральной реальности? Ровно столько же, сколько существует и сам театр: вещи живут в нем, обозначая на подмостках время и место действия, характеры персонажей и их взаимоотношения, а нередко принимая активное участие в постановке. Ведь если на стене висит ружье, оно в третьем акте непременно должно выстрелить.

Так что театр людей и театр вещей связаны неразрывно с древнейших времен.

Лекция, прочитанная Ольгой Рогинской в Музее Ермоловой, была посвящена старым вещам как атрибутам современного театра.

Сегодня настоящая, подлинная вещь из реальной жизни зачастую смотрится на сцене куда менее правдоподобно, чем любые чудеса света и звука, созданные при помощи современной техники. Потому что реальные вещи из театра постепенно ушли, их заменили бутафорские предметы, сами по себе являющиеся подчас произведениями искусства, но… несколько другого. Тем не менее свет, звук, пальто, шкаф, книги и кукурузные хлопья по-прежнему решают все те же старые как мир задачи создания театральной реальности и театральной условности.

Рогинская анализировала работы трех режиссеров, создающих с помощью старых вещей образы реальности, образы ушедшего времени, образы человеческих взаимоотношений.

Чтобы понять, как это происходит, надо, конечно, идти в театр. Надо смотреть постановки Алвиса Херманиса, Николая Коляды и Дмитрия Крымова на сцене. Потому что пространство спектакля можно по-настоящему оценить только там. Но сначала стоит все-таки послушать лекцию Ольги Рогинской, в которой собраны и обозначены научными терминами и затхлый запах старости, создающий образ советской коммуналки, и шелест пожелтевших книг, и хруст кукурузных хлопьев под ногами актеров, и пальто, и многоуважаемый шкаф — все эти вещи, любимые и нелюбимые.

Посмотреть видеозапись лекции, а потом уже ехать к Херманису в Ригу, к Коляде в Екатеринбург или смотреть Крымова в Москве.

Ольга Колесникова, специально для новостной службы портала ВШЭ