• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Мероприятия
Книга
Философия культуры

Доброхотов А. Л.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Книга
В ногу со временем. Сокращенное пребывание в настоящем

Люббе Г.

М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2016.

Книга
Политический романтизм

Шмитт К.

М.: Праксис, 2015.

Книга
Телеология культуры

Доброхотов А. Л.

М.: Прогресс-Традиция, 2016.

Статья
"The Art of Penultimate Truth”: Dmitrii Prigov's Aesthetic Principles

Lipovetsky M., Kukulin I. V.

Russian Review. 2016. Vol. 78. No. 2. P. 186-208.

Статья
Russian Literature on the Shoah: New Approaches and Contexts

Kukulin I. V.

Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History. 2017. Vol. 18. No. 1. P. 165-175.

"Синий ключ": фильм "Неудержимые 3" с Виталием Куренным

10 октября прошло первое в этом году заседание киноклуба «Синий ключ». Заведующий отделением культурологии Виталий Куренной представил экшн-фильм «Неудержимые 3» (2014 год, реж. П.Хьюз).

Стоит заметить, что мы впервые обсуждали кино такого массового жанра. Необычный выбор был обусловлен в частности контекстом обсуждения – боевик находится в кризисе. По мнению нашего гостя, «Неудержимые 3» наилучшим образом иллюстрируют этот процесс и попытку выхода из него.

Просмотру предшествовало короткое вступительное слово Куренного. Он сделал акцент на политическом измерении жанра, предположив, что появление подобных сюжетов было бы невозможным вне неолиберальной парадигмы.

За два часа показа в аудитории не раз можно было услышать смех. Дело не в искрометном юморе картины, а в «самосмыслении жанра», с которого и началось обсуждение. «Неудержимые 3» сознательно обращаются к классическим для экшн-фильмов фразам, сценам и сюжетным поворотам. Неслучайна и расстановка персонажей, сыгранных самыми известными актерами боевиков разных поколений: от Харрисона Форда до Джейсона Стэтхэма. Именно в диалоге жанра со своей историей Куренной видит попытку справиться с упадком. Попытку, однако, не самую удачную: несмотря на проработанность фильма и отточенность его боевых сцен, гость показа оценил картину как достаточно слабую и только подтверждающую кризисную ситуацию.

Вопросов от зрителей оказалось достаточно много, потому обсуждению подверглась не только поставленная тема, но и ряд с ней связанных: в чем заключается проблематика и идеологический посыл боевиков, как Голливуд через кино продолжает оставаться самым мощным средством пропаганды и как в боевиках обыгрываются мотивы братства и семьи. Особенно активное развитие получила тема российских боевиков и, как следствие, калькирования в кино вообще. По мнению Куренного, боевик – сложная и регламентированная конструкция, а игнорирование российскими «копиями» деталей жанра приводит к провальным (за редким исключением) результатам.

Отвечая на вопрос о будущем боевика, Куренной указал на такие тенденции, как отказ в новых фильмах от избытка гаджетов, которыми уже сложно кого-то удивить, уход от сложных монтажных склеек и перенасыщенности спецэффектами: вместо этого происходит возвращение к реализму. Трансформируется и картина мира в жанре: конструирование внешнего врага после падения Берлинской стены стало гораздо сложнее, а значит и традиционные образы «запада» и «русских» постепенно меняются.

Возможность получения боевиком серьезной кинонаграды гость исключил. «Призы даются для поддержания баланса прибыли от сборов, а боевики и так любимы зрителями», – иронически отметил он.