Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: г. Москва, Старая Басманная ул., 21/4
Кукулин И. В.
М.: Новое литературное обозрение, 2015.
Рогинская О. О.
Новое литературное обозрение. 2015. № 136. С. 231-240.
В кн.: Шиллер в культурных мифах современности. М.: Пробел – 2000, 2015. С. 12-32.
Нашим экскурсоводом была Татьяна Пигарёва, кандидат филологических наук, историк Москвы, заведующая отделом культуры Института Сервантеса, автор книги «Автобиография Москвы» на испанском языке и путеводителя по Мадриду на русском языке. Татьяна Пигарёва рассказала студентам о философии самого символичного кладбища советской эпохи.
Эстетика скульптурных работ Новодевичьего кладбища поражает своим своеобразием, предоставив внимательному взгляду возможность разгадать запутанные головоломки надгробий через сюжеты истории, политики, мировой и отечественной культуры. В фокусе исследователей оказались более двадцати надгробий. Каждое из них через рассказ Татьяны Пигарёвой представило свою микроисторию, вписав себя в общий контекст эстетики советского времени.
Основными сюжетами, которые удалось проследить в процессе экскурсии, оказались три аспекта Новодевичьего. Во-первых, это кладбище - самое живое из всех кладбищ на свете. Идея смерти чужда советской идеологии; трансцендентальный вопрос смерти не поднимается в советской эстетике. Советский человек не может умереть, а после жизни застывает в виде монумента, поэтому на кладбище создаётся ощущение продолжающейся жизни людей, теперь уже в скульптурной форме. Во-вторых, это единственное место, где в советское время «выставлялись» работы скульпторов-диссидентов и скульпторов-экспериментаторов. В-третьих, это как раз то место, где многие советские скульпторы «проговаривались», делая здесь работы, совсем не похожими на свои же официальные, и тем самым показывая своё истинное отношение к ситуации.
Рассматривая и разгадывая эти аспекты эстетики Новодевичьего, мы пытались понять это место - не просто сакральный памятник эпохи, но и уникальный объект для исследования.
Фоторепортаж студента 4 курса Александра Сувалко можно посмотреть здесь