• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о поездке в Самару

Клуб культурных путешествий «Улисс».  Проект «Поэзия и проза русской провинции». Часть 4: Самара 25-30 июня 2011 г. ВОЛЖСКИЙ ТЕКСТ – 2. ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА, БОЛЬШАЯ ВОДА И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ.

Самара (до 1991 г. Куйбышев) – российский город-миллионер, находящийся на левом возвышенном берегу реки Волги. Он привлек нас своей самобытностью и вписался в ключевую тему поездок этого года (зимой клуб «Улисс» совершил путешествие в Ярославль) – тему «волжского текста». В Самаре нас в первую очередь интересовали проблемы устройства и функционирования русского губернского приволжского города, русского модерна (перед поездкой в клубе прошли лекция И. Волкова об архитектурном стиле модерн и прогулка с П. Мазаевым и И. Волковым по маршрутам московского модерна), повседневности дореволюционной купеческой Самары, советского Куйбышева и сегодняшнего города. Кроме того, Куйбышев - город военной модернизации и космической промышленности. Благодаря самарской поездке, эти темы вошли в список актуальных для «Улисса» исследовательских сюжетов. Еще одним новым направлением изысканий «Улисса» стало обращение к городским легендам, а также песням и стихам, во многом формирующим самарский «городской текст». В будущих поездках «Улисса» эти темы будут развиваться.

 

 Программа поездки

 

 

День первый. Погружение в Самару

 

Выплыв из жаркого поезда «Москва – Самара», мы отправились в расположенную в самом центре города гостиницу «Бристоль-Жигули», построенную в самом начале XIX века и в отсутствие хоть каких-то следов ремонта доживающую, как кажется, свои последние дни (которые, возможно, затянутся еще на десятилетия). Проживание в номерах гостиницы стало одним из самых сильных культурологческих впечталений поездки. После завтрака нас ждала экскурсия в мемориальном музее-усадьбе А.Н. Толстого, где нам предстояло продолжить опыт анализа музейного пространства и конструирования биографии писателя, начатый в прошлых поездках. В музее были представлены письма, редкие издания книг, картины и фотографии, принадлежавшие семье Толстых. Экспозиция захватила длительный период жизни семьи, начиная с детства Алексея Толстого и его сестер. Фотографии его родственников, друзей и знакомых дали нам широкое представление о круге общения писателя. Кроме того, в музее восстановлена обстановка некоторых комнат, которая иллюстрирует интерьер провинциальной городской усадьбы конца XIX- начала XX века.

После экскурсии доцент кафедры наук о культуре нашего университета Борис Евгеньевич Степанов, опираясь на материалы составленного специально к поездке ридера,  прочитал лекцию о расширенном понимании понятия модерн, о структуре городской среды эпохи модерна и возможных исследовательских  методах погружения в город. После лекции нам было предложено задание, которое включало в себя свободное передвижение по городу в группах и анализ своих самых первых впечатлений от города. Мы должны были выбрать собственную оптику: каждая группа могла рассматривать город на предмет организованности или хаотичности среды, её цельности или разорванности; организации элементов инфраструктуры; состояния исторических объектов и их взаимоотношений с современными зданиями; организации повседневной жизни; характера горожан, их передвижения по городу. У каждой группы была карта, фотоаппарат и определенное количество денег на обед, и каждая из них должна была к концу дня сделать презентацию с фотографиями.

Вечером все собрались в конференц-зале гостиницы, чтобы рассказать о своем опыте. Одна из групп акцентировала свое внимание на структуре питания, другая - на досуге горожан, третья – на скрытой жизни самарских дворов. Ребята из четвертой группы обратились к климатической составляющей (прогулки сопровождались теплым летним дождем) и отметили, что именно погода помогла настроить оптику в прямом смысле слова: пришлось прикрыть фотоаппарат целлофаном, оставив маленькую дырочку. Присутствовавшие на обсуждении преподаватели СамГУ социолог Оксана Николаевна Запорожец и культуролог Наталья Александровна Масленкова поделились своими впечатлениями от презентаций, высказав как похвальные, так и критические замечания в адрес студентов.

 

День второй. Самара XIX – начала XX века

 

Следующее утро началось с посещения дома-музея Владимира Ленина (семьи Ульяновых). Создатели музея  на Ленинской улице постарались воспроизвести бытовую картину жизни семьи в тяжелый для неё самарский период (1889-1893). Кроме того, музейный комплекс включает в себя  реконструкцию купеческой лавки, находившейся на первом этаже, и выставочное пространство. Музей имеет связи со школами, поэтому его активно посещают дети разных возрастов.

После прогулки по городу и рассказа историка Петра Мазаева об устройстве городского пространства мы пришли на экскурсию в Самарский художественный музей, где нам рассказали об особенностях формирования коллекций провинциального художественного музея и показали коллекцию древнерусского искусства и иконописи XVI-XIX вв. Кроме того, мы увидели портреты, написанные русскими художниками XVIII века, в том числе местную «Джоконду» (портрет женщины с загадочным взглядом и улыбкой кисти неизвестного автора). Научный сотрудник музея рассказывала о перипетиях деятельности музейных экспертов по определению авторства  той или другой картины. В следующих залах галереи мы увидели женские портреты В. Боровиковского, работы К. Брюллова, и ранний пейзаж Айвазовского, написанный в непривычном для него стиле.

Главная гордость музея - коллекция русского авангарда 1910-х-1920-х годов: картины М.И. Менькова, О.В. Розановой, В.М. Стржеминского, общества «Бубновый Валет» (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов), Нового общества живописцев (С.Я. Адливанкин, Н.Н. Попов). Кроме того, в музее выставлены предметы искусства Китая, Японии и Индии, привезенные самарским купцом А.Ф. фон Вакано  из своих восточных поездок.  Он был немцем по происхождению и владельцем Жигулевского пивоваренного завода

Затем мы отправились гулять по городу с краеведом, филологом и телеведущим Михаилом Перепелкиным. Мы встретились с ним на площади Ленина, после чего он провел нас по исторической части города и рассказал нам об истории зданий и связанных с ними людях и их биографиях.

После ужина все собрались для просмотра одного из первых советских телевизионных сериалов «Тревожные ночи в Самаре» (1969, реж. В. Недолужко, М. Афанасьева, три серии), который представил профессор отделения культурологии Ян Сергеевич Левченко. На фоне самарских улиц разворачивается драма об антисоветском заговоре, раскрытом ГубЧК. Важно отметить, что герои фильма списаны с реальных людей, и самарчане имели возможность их узнать. Интересно, что этот почти забытый фильм является культовым для жителей Самары, обладая мощным ресурсом ностальгических переживаний.

 

День третий. Куйбышев

 

Поездка клуба «Улисс» в Самару была организована совместно с Самарским Государственным Университетом. Программа третьего дня нашего пребывания в Самаре была предложена самарскими коллегами Оксаной Николаевной Запорожец и Натальей Александровной Масленковой. В рамках этого сюжета мы посетили музей «Самара космическая», бункер Сталина, а также соцгородок Управленческий на окраине Самары,  

Уже с утра мы отправились в музей «Самара космическая», встретив на входе огромную установку «Ракета-носитель «Союз» Р-7».  Как нам рассказали на экскурсии, «Союз» - это единственная в Европе вертикально установленная ракета-носитель в собранном виде. Ее высота составляет 68 метров, а вес – 20 тонн. Экскурсия в основном корпусе музея оказалась очень терминологически насыщенной. На экспозиции представлены побывавшие в космосе спутники, детали космических кораблей и даже космическая еда в виде тюбиков, порошков и необычного вида концентратов. Здесь же мы узнали историю про творог, который отправился в полет, таинственно исчез из поля зрения находившихся на борту космонавтов и неожиданно обнаруженный уже в новом полете годом позже. В рамках недавно созданной новой экспозиции нижнего уровня музея мы увидели любительские видеоинсталляции на космические темы, фрагменты различных кинофильмов о космосе и попробовали взлететь в космос с помощью предложенной компьютерной программы. Заинтересовавшимся этим неожиданным предложением участникам группы почти удалось это осуществить. Возле музея недавно установлен новый памятник космонавту, стилистически резко отличающийся от памятников космосу, характерных для советской эпохи. Самые наблюдательные участники группы заметили невдалеке еще и артистично выполненную скульптурную группу инопланетян из натуральных материалов.   

Развивая тему советского прошлого, мы направились осматривать еще один важный самарский музей  – бункер И.В. Сталина, расположенный в центре города и частично действующий до настоящего времени. В бункере проводятся экскурсии, на одну из которых нам удалось попасть, для чего пришлось спуститься по холодной лестнице на двенадцать этажей под землю. Там мы увидели кабинет И.В. Сталина, зал заседаний партии, а также экспозицию, посвященную жизни Куйбышева в годы Великой Отечественной войны. Наличие в городе такого подземного объекта формирует определенный пласт легенд. Например, известный городской сюжет – наличие тоннеля, ведущего под землей через реку Самару к ликеро-водочному заводу и через западную часть России к Кремлю. Мы узнали, что бункер приводится в активность в течение 40 минут (и это уже не легенда) и при необходимости может служить бомбоубежищем, как и самарский метрополитен.

После посещения бункера, мы обратились к повседневности советского Куйбышева и поехали в бывший соцгородок Управленческий, расположенный на окраине Самары. Путь через пробки занял туда около полутора часов, что помогло нам физически ощутить размеры миллионного города и почувствовать себя местными жителями, преодолевающими такие расстояния ежедневно. Куйбышев был интересен нам как город военной модернизации, в котором вся жизнь зависела от Куйбышевского завода № 1, где изготавливались ракеты-носители. Культовыми фигурами в Самаре в то время были Д.И. Козлов и Н.Д. Кузнецов, соратники С.П. Королева в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). Организация жизни в городке интересна тем, что люди очень сильно ощущают коллективность во многих аспектах своей деятельности, знают почти каждого человека в своем городке и могут спокойно заговорить с первым встречным, в том числе и с нами. Так, от местных жителей мы услышали историю о банном опыте современных жителей: в отсутствие горячей воды в собственных домах они ходят мыться в еще не сданные строителями новые высотные дома.  Кроме того О. Н. Запорожец рассказала нам о том, как в 60-е годы люди выходили из своих домов, чтобы всем вместе спать на улице в летние ночи, чувствуя себя при этом в полной безопасности.

Рядом с поселком Управленческий  находится одна из самых популярных смотровых площадок Самары, с которой открывается впечатляющий вид на Волгу. Эта смотровая точка помогла нам лучше понять масштабы и своеобразие волжской береговой зоны в районе Самары: сам город расположен только на одном берегу, а напротив – заповедная природная зона, где любят  романтически отдыхать местные жители.

Продолжая исследовать подземную Самару, мы спустились в самарское метро, обнаружив в его оформлении и тему космоса (станция «Гагаринская»), и советскую тему (станции «Советская» и «Победа»), и тему спорта (станция «Спортивная»). Всего в самарском метро 9 станций. Интересно при этом, что самарское метро пока так и не проходит через центр города.

Вечером состоялась беседа с Н.А. Масленковой и О.Н. Запорожец на тему «Городские легенды Самары (страшные сказки на ночь)». Мы узнали знаменитую куйбышевскую легенду о стоянии Зои, по мотивам которой режиссер А.Прошкин снял фильм «Чудо». Отдельного внимания заслуживает легенда об обитателе Саблинских пещер – белом спелеологе. По легенде спелеолог некогда пропал в этих пещерах и, чтобы не обитать там в одиночестве, забирает к себе в  гарем красивых девушек.  В Самаре есть примета: если у девушки пропадает какая-то вещь, значит, скоро в гареме белого спелеолога появится новая обитательница. Обсудили мы и разнообразные легенды, объединенные мотивами подземелья и нефтяных пустот, на которых якобы стоят многие дома в Самаре.

 

День четвертый. «На самой излучине вдоль Волжской сини…»

 

29 июня в качестве завершающего аккорда нашей поездки прошел семинар  ««На самой излучине вдоль Волжской сини…»: Самара в песнях и стихах нашего времени». Мы послушали разные варианты знаменитой песни «Самара-городок», официальный гимн города, а также посвященные Самаре песни бардов, рэпперов и исполнителей шансона. Б.Е. Степанов, Я.С. Левчнко и О.О. Рогинская комментировали услышанное. Включенные в ридер и прочитанные нами еще в поезде любительские стихи о Самаре теперь легли на популярные мелодии, если не дословно, то в виде ключевых интонаций. Для большинства участников поездки самым интересным показался самарский рэп. После семинара мы  покинули гостиницу «Жигули» и отправились на вокзал – пришло время проститься с городом реки Волги, русского модерна, советского космоса и богатого городского фольклора.

 

Мы хотели бы выразить признательность преподавателям отделения культурологи НИУ ВШЭ, организовавшим проект «Поэзия и проза русской провинции» и образовательную поездку в Самару: проф. Я.С. Левченко, доц. О.О. Рогинской, доц. Б.Е. Степанову, а также преподавателям СамГУ О.Н. Запорожец и Н.А. Масленковой. Хотелось бы выразить отдельную благодарность друзьям клуба «Улисс» -  историку Петру Мазаеву и искусствоведу Игорю Волкову, которые уже в который раз помогли нам сделать более доступным городской текст.

 

Студентки отделения культурологии НИУ ВШЭ

Юлия Рудницкая

Анна Григорьева


Больше фотографий поездки можно увидеть здесь.

 

Клуб культурных путешествий «Улисс».  Проект «Поэзия и проза русской провинции»

Часть 4: Самара 25-30 июня 2011 г. ВОЛЖСКИЙ ТЕКСТ – 2. ТРЕТЬЯ СТОЛИЦА, БОЛЬШАЯ ВОДА И ВЕЛИКАЯ СТЕПЬ.

 

 

Самара (до 1991 г. Куйбышев) – российский город-миллионер, находящийся на левом возвышенном берегу реки Волги. Он привлек нас своей самобытностью и вписался в ключевую тему поездок этого года (зимой клуб «Улисс» совершил путешествие в Ярославль) – тему «волжского текста». В Самаре нас в первую очередь интересовали проблемы устройства и функционирования русского губернского приволжского города, русского модерна (перед поездкой в клубе прошли лекция И. Волкова об архитектурном стиле модерн и прогулка с П. Мазаевым и И. Волковым по маршрутам московского модерна), повседневности дореволюционной купеческой Самары, советского Куйбышева и сегодняшнего города. Кроме того, Куйбышев - город военной модернизации и космической промышленности. Благодаря самарской поездке, эти темы вошли в список актуальных для «Улисса» исследовательских сюжетов. Еще одним новым направлением изысканий «Улисса» стало обращение к городским легендам, а также песням и стихам, во многом формирующим самарский «городской текст». В будущих поездках «Улисса» эти темы будут развиваться.

 

День первый. Погружение в Самару

 

Выплыв из жаркого поезда «Москва – Самара», мы отправились в расположенную в самом центре города гостиницу «Бристоль-Жигули», построенную в самом начале XIXвека и в отсутствие хоть каких-то следов ремонта доживающую, как кажется, свои последние дни (которые, возможно, затянутся еще на десятилетия). Проживание в номерах гостиницы стало одним из самых сильных культурологческих впечталений поездки. После завтрака нас ждала экскурсия в мемориальном музее-усадьбе А.Н. Толстого, где нам предстояло продолжить опыт анализа музейного пространства и конструирования биографии писателя, начатый в прошлых поездках. В музее были представлены письма, редкие издания книг, картины и фотографии, принадлежавшие семье Толстых. Экспозиция захватила длительный период жизни семьи, начиная с детства Алексея Толстого и его сестер. Фотографии его родственников, друзей и знакомых дали нам широкое представление о круге общения писателя. Кроме того, в музее восстановлена обстановка некоторых комнат, которая иллюстрирует интерьер провинциальной городской усадьбы конца XIX- начала XXвека.

После экскурсии доцент кафедры наук о культуре нашего университета Борис Евгеньевич Степанов, опираясь на материалы составленного специально к поездке ридера,  прочитал лекцию о расширенном понимании понятия модерн, о структуре городской среды эпохи модерна и возможных исследовательских  методах погружения в город. После лекции нам было предложено задание, которое включало в себя свободное передвижение по городу в группах и анализ своих самых первых впечатлений от города. Мы должны были выбрать собственную оптику: каждая группа могла рассматривать город на предмет организованности или хаотичности среды, её цельности или разорванности; организации элементов инфраструктуры; состояния исторических объектов и их взаимоотношений с современными зданиями; организации повседневной жизни; характера горожан, их передвижения по городу. У каждой группы была карта, фотоаппарат и определенное количество денег на обед, и каждая из них должна была к концу дня сделать презентацию с фотографиями.

Вечером все собрались в конференц-зале гостиницы, чтобы рассказать о своем опыте. Одна из групп акцентировала свое внимание на структуре питания, другая - на досуге горожан, третья – на скрытой жизни самарских дворов. Ребята из четвертой группы обратились к климатической составляющей (прогулки сопровождались теплым летним дождем) и отметили, что именно погода помогла настроить оптику в прямом смысле слова: пришлось прикрыть фотоаппарат целлофаном, оставив маленькую дырочку. Присутствовавшие на обсуждении преподаватели СамГУ социолог Оксана Николаевна Запорожец и культуролог Наталья Александровна Масленкова поделились своими впечатлениями от презентаций, высказав как похвальные, так и критические замечания в адрес студентов.

 

День второй. Самара XIX – начала XX века

 

Следующее утро началось с посещения дома-музея Владимира Ленина (семьи Ульяновых). Создатели музея  на Ленинской улице постарались воспроизвести бытовую картину жизни семьи в тяжелый для неё самарский период (1889-1893). Кроме того, музейный комплекс включает в себя  реконструкцию купеческой лавки, находившейся на первом этаже, и выставочное пространство. Музей имеет связи со школами, поэтому его активно посещают дети разных возрастов.

После прогулки по городу и рассказа историка Петра Мазаева об устройстве городского пространства мы пришли на экскурсию в Самарский художественный музей, где нам рассказали об особенностях формирования коллекций провинциального художественного музея и показали коллекцию древнерусского искусства и иконописи XVI-XIX вв. Кроме того, мы увидели портреты, написанные русскими художниками XVIII века, в том числе местную «Джоконду» (портрет женщины с загадочным взглядом и улыбкой кисти неизвестного автора). Научный сотрудник музея рассказывала о перипетиях деятельности музейных экспертов по определению авторства  той или другой картины. В следующих залах галереи мы увидели женские портреты В. Боровиковского, работы К. Брюллова, и ранний пейзаж Айвазовского, написанный в непривычном для него стиле.

Главная гордость музея - коллекция русского авангарда 1910-х-1920-х годов: картины М.И. Менькова, О.В. Розановой, В.М. Стржеминского, общества «Бубновый Валет» (П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов), Нового общества живописцев (С.Я. Адливанкин, Н.Н. Попов). Кроме того, в музее выставлены предметы искусства Китая, Японии и Индии, привезенные самарским купцом А.Ф. фон Вакано  из своих восточных поездок.  Он был немцем по происхождению и владельцем Жигулевского пивоваренного завода

Затем мы отправились гулять по городу с краеведом, филологом и телеведущим Михаилом Перепелкиным. Мы встретились с ним на площади Ленина, после чего он провел нас по исторической части города и рассказал нам об истории зданий и связанных с ними людях и их биографиях.

После ужина все собрались для просмотра одного из первых советских телевизионных сериалов «Тревожные ночи в Самаре» (1969, реж. В. Недолужко, М. Афанасьева, три серии), который представил профессор отделения культурологии Ян Сергеевич Левченко. На фоне самарских улиц разворачивается драма об антисоветском заговоре, раскрытом ГубЧК. Важно отметить, что герои фильма списаны с реальных людей, и самарчане имели возможность их узнать. Интересно, что этот почти забытый фильм является культовым для жителей Самары, обладая мощным ресурсом ностальгических переживаний.

 

День третий. Куйбышев

 

Поездка клуба «Улисс» в Самару была организована совместно с Самарским Государственным Университетом. Программа третьего дня нашего пребывания в Самаре была предложена самарскими коллегами Оксаной Николаевной Запорожец и Натальей Александровной Масленковой. В рамках этого сюжета мы посетили музей «Самара космическая», бункер Сталина, а также соцгородок Управленческий на окраине Самары,  

Уже с утра мы отправились в музей «Самара космическая», встретив на входе огромную установку «Ракета-носитель «Союз» Р-7».  Как нам рассказали на экскурсии, «Союз» - это единственная в Европе вертикально установленная ракета-носитель в собранном виде. Ее высота составляет 68 метров, а вес – 20 тонн. Экскурсия в основном корпусе музея оказалась очень терминологически насыщенной. На экспозиции представлены побывавшие в космосе спутники, детали космических кораблей и даже космическая еда в виде тюбиков, порошков и необычного вида концентратов. Здесь же мы узнали историю про творог, который отправился в полет, таинственно исчез из поля зрения находившихся на борту космонавтов и неожиданно обнаруженный уже в новом полете годом позже. В рамках недавно созданной новой экспозиции нижнего уровня музея мы увидели любительские видеоинсталляции на космические темы, фрагменты различных кинофильмов о космосе и попробовали взлететь в космос с помощью предложенной компьютерной программы. Заинтересовавшимся этим неожиданным предложением участникам группы почти удалось это осуществить. Возле музея недавно установлен новый памятник космонавту, стилистически резко отличающийся от памятников космосу, характерных для советской эпохи. Самые наблюдательные участники группы заметили невдалеке еще и артистично выполненную скульптурную группу инопланетян из натуральных материалов.   

Развивая тему советского прошлого, мы направились осматривать еще один важный самарский музей  – бункер И.В. Сталина, расположенный в центре города и частично действующий до настоящего времени. В бункере проводятся экскурсии, на одну из которых нам удалось попасть, для чего пришлось спуститься по холодной лестнице на двенадцать этажей под землю. Там мы увидели кабинет И.В. Сталина, зал заседаний партии, а также экспозицию, посвященную жизни Куйбышева в годы Великой Отечественной войны. Наличие в городе такого подземного объекта формирует определенный пласт легенд. Например, известный городской сюжет – наличие тоннеля, ведущего под землей через реку Самару к ликеро-водочному заводу и через западную часть России к Кремлю. Мы узнали, что бункер приводится в активность в течение 40 минут (и это уже не легенда) и при необходимости может служить бомбоубежищем, как и самарский метрополитен.

После посещения бункера, мы обратились к повседневности советского Куйбышева и поехали в бывший соцгородок Управленческий, расположенный на окраине Самары. Путь через пробки занял туда около полутора часов, что помогло нам физически ощутить размеры миллионного города и почувствовать себя местными жителями, преодолевающими такие расстояния ежедневно. Куйбышев был интересен нам как город военной модернизации, в котором вся жизнь зависела от Куйбышевского завода № 1, где изготавливались ракеты-носители. Культовыми фигурами в Самаре в то время были Д.И. Козлов и Н.Д. Кузнецов, соратники С.П. Королева в Центральном конструкторском бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ). Организация жизни в городке интересна тем, что люди очень сильно ощущают коллективность во многих аспектах своей деятельности, знают почти каждого человека в своем городке и могут спокойно заговорить с первым встречным, в том числе и с нами. Так, от местных жителей мы услышали историю о банном опыте современных жителей: в отсутствие горячей воды в собственных домах они ходят мыться в еще не сданные строителями новые высотные дома.  Кроме того О. Н. Запорожец рассказала нам о том, как в 60-е годы люди выходили из своих домов, чтобы всем вместе спать на улице в летние ночи, чувствуя себя при этом в полной безопасности.

Рядом с поселком Управленческий  находится одна из самых популярных смотровых площадок Самары, с которой открывается впечатляющий вид на Волгу. Эта смотровая точка помогла нам лучше понять масштабы и своеобразие волжской береговой зоны в районе Самары: сам город расположен только на одном берегу, а напротив – заповедная природная зона, где любят  романтически отдыхать местные жители.

Продолжая исследовать подземную Самару, мы спустились в самарское метро, обнаружив в его оформлении и тему космоса (станция «Гагаринская»), и советскую тему (станции «Советская» и «Победа»), и тему спорта (станция «Спортивная»). Всего в самарском метро 9 станций. Интересно при этом, что самарское метро пока так и не проходит через центр города.

Вечером состоялась беседа с Н.А. Масленковой и О.Н. Запорожец на тему «Городские легенды Самары (страшные сказки на ночь)». Мы узнали знаменитую куйбышевскую легенду о стоянии Зои, по мотивам которой режиссер А.Прошкин снял фильм «Чудо». Отдельного внимания заслуживает легенда об обитателе Саблинских пещер – белом спелеологе. По легенде спелеолог некогда пропал в этих пещерах и, чтобы не обитать там в одиночестве, забирает к себе в  гарем красивых девушек.  В Самаре есть примета: если у девушки пропадает какая-то вещь, значит, скоро в гареме белого спелеолога появится новая обитательница. Обсудили мы и разнообразные легенды, объединенные мотивами подземелья и нефтяных пустот, на которых якобы стоят многие дома в Самаре.

 

День четвертый. «На самой излучине вдоль Волжской сини…»

 

29 июня в качестве завершающего аккорда нашей поездки прошел семинар  ««На самой излучине вдоль Волжской сини…»: Самара в песнях и стихах нашего времени». Мы послушали разные варианты знаменитой песни «Самара-городок», официальный гимн города, а также посвященные Самаре песни бардов, рэпперов и исполнителей шансона. Б.Е. Степанов, Я.С. Левчнко и О.О. Рогинская комментировали услышанное. Включенные в ридер и прочитанные нами еще в поезде любительские стихи о Самаре теперь легли на популярные мелодии, если не дословно, то в виде ключевых интонаций. Для большинства участников поездки самым интересным показался самарский рэп. После семинара мы  покинули гостиницу «Жигули» и отправились на вокзал – пришло время проститься с городом реки Волги, русского модерна, советского космоса и богатого городского фольклора.

 

Мы хотели бы выразить признательность преподавателям отделения культурологи НИУ ВШЭ, организовавшим проект «Поэзия и проза русской провинции» и образовательную поездку в Самару: проф. Я.С. Левченко, доц. О.О. Рогинской, доц. Б.Е. Степанову, а также преподавателям СамГУ О.Н. Запорожец и Н.А. Масленковой. Хотелось бы выразить отдельную благодарность друзьям клуба «Улисс» -  историку Петру Мазаеву и искусствоведу Игорю Волкову, которые уже в который раз помогли нам сделать более доступным городской текст.

 

Студентки отделения культурологии НИУ ВШЭ

Юлия Рудницкая

Анна Григорьева