• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о первом заседании киноклуба "Синий ключ"

8 апреля 2011 года на отделении культурологии открылся киноклуб «Синий ключ». Первый показ состоялся в рамках программы II-й научной конференции студентов и аспирантов «Культурные идентичности: практики, символы, техники».

Концепция клуба предполагает, что фильм для демонстрации выбирает и представляет гость, который, по сути, делится воими предпочтениями и по возможности их комментирует. Первым гостем клуба стал профессор кафедры наук о культуре Ян Сергеевич Левченко. Он представил фильм «Невероятно уменьшающийся человек» (1957, The Incredibly Shrinking Man) Джека Арнольда. Картина отсылала к тематике конференции, так как предлагала неожиданную трактовку проблемы идентичности.

Заседание киноклуба началось в 19.20. В зале собралось много гостей, среди которых были преподаватели кафедры наук о культуре Бедаш Юлия Анатольевна, Рогинская Ольга Олеговна и Рапопорт Ева Вадимовна, а также участники и слушатели конференции и студенты Высшей Школы Экономики. Сначала слово взяли организаторы клуба Александр Сувалко и Александр Михайлов. Они кратко изложили концепцию проекта, согласно которой акцент переносится с самого фильма как произведения искусства на его  интерпретацию. В этом смысле совершенно неважно, смотрим ли мы какое-нибудь "хорошее" кино или, напротив, "плохое". Для того, чтобы прочитать тот или иной аспект культуры, увидеть его отражение в кино не обязательно смотреть великие произведения. Более того, последние, как правило, не дают возможности увидеть типичное, так как идут поперек тенденций и впереди своего времени. Для клуба и его аудитории акцент расставляет  приглашенный гость - он расставляет акценты, предлагает интерпретацию и готов выслушать альтернативные. Затем организаторы предоставили слово Яну Сергеевичу Левченко, который произнес небольшое вступительное слово, призвав увидеть связь фильма с тематикой конференции. Полтора часа зрители внимательно следили за происходящим на экране. После показа Ян Сергеевич предложил свой «ключ» к фильму: картина делится на 2 части, в одной из которых развертывается научно-фантастическая интрига, соразмерная человеческим масштабам, а в другой герой уменьшается почти до неразличимости и попадает в мир иных, неведомых масштабов восприятия. Это уже не фантастика с пародийно-мелодраматическим сюжетом, но эпос. Герой как бы обретает иную вселенную. где действуют все те же законы, но совсем другие действующие лица, другие условия и даже правила игры. Это пространство вновь осознанной борьбы за существование и нового обретения себя. Только не в преодолении законов природы (мейнстрим цивилизации), а в слиянии с ними (альтернатива). Итоговая реплика героя - своего рода пародийное воплощение картезианского субъекта, способного мыслить себя и вне тела. Собственно, исчезновение тела с сохранением идентичности и составляет главную проблему картины.  Во время обсуждения были предложены две экстравагантные интерпретации фильма. Первым высказался Александр Шамша, студент филологического факультета МГУ, увидевший в фильме реализацию мифологемы творчества. Второй «ключ» предложил студент магистратуры факультета философии Виталий Генаров, увидевший в картине мощный психоаналитический пласт.

В итоге надежды  организаторов киноклуба оправдались с лихвой, и уже на первом заседании вместо одного синего ключа была предложено целых три. Несомненно, впереди у клуба и его гостей - увесистая связка, с которой будет легко подступиться к фильму любой сложности.