• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная культурология (журнал «Платное образование)

Современная культурология  

 

Всякий раз, когда слово «образование» наделяется эпитетами «классическое», «гуманитарное», «фундаментально-теоретическое», в предложение закрадывается некоторая двусмысленность - невозможно с точностью сказать, чего в таком образовании больше: обучения или воспитания. Как, например, включить «вкус» в список компетенций выпускников? В то же время сложившиеся сегодня индустрии производства культуры требуют от системы образования расширения привычного горизонта компетенций. Так возникают новые модели «обучения культуре». Об этих моделях, культурных индустриях и проблемах специалистов-гуманитариев на рынке труда мы беседуем с заведующим кафедрой «Науки о культуре» Государственного университета - Высшей школы экономики Виталием Анатольевичем Куренным.  

 

- Как связаны науки о культуре с современной системой образования? Что могут дать друг другу на новом этапе наука и образование?

-В настоящее время культура становится центральным понятием современного мира, организующим вокруг себя нашу повседневную жизнь, исследовательские подходы общественных наук. Культура оказывается все более значимым фактором как социальной, так и экономической жизни современного общества.Традиционный  подход  к  культуре   располагает  ктому, чтобы воспринимать культуру как нечто второстепенное, «декоративное»: культура входила в жизнь многих людей в качестве особой эстетической реальности, к которой приобщаются от случая к случаю - при посещении музеев, театров, консерваторий. Такое понимание культуры в известной степени сохраняется и в наши дни, но вместе с тем культура приобретает и совершенно новые измерения. Постепенно культура утрачивает ауру элитарности. Сначала она стала массовой, а затем «кастомизировалась», то есть превратилась в пространство, где каждый человек может реализовать себя как индивидуальность. Вспомним знаменитую теорию отчуждения Карла Маркса: капиталистический мир отчуждает человека от самого себя, превращая его в «винтик» некоего безличного механизма. Это не только эффект капиталистической системы - социалистическое общество, как нам известно, приводит к тому же. Но сегодня ситуация выглядит несколько в ином свете: культура - в широком смысле слова - стала тем пространством, где человек способен это отчуждение преодолеть, вновь «собрать» себя как полноценную личность. Этому способствуют определенные технологические и информационные изменения в обществе. По сравнению с прежним, «высоким» понятием культуры современное культурное пространство стало более открытым и доступным не только для восприятия, но и сотворчества многих людей. К тому же оно постоянно трансформируется, и мы можем наблюдать, как технологические изменения модифицируют различные аспекты культуры, придавая ей все новые измерения. Если мы посмотрим на стратегии потребления и производства, то увидим, что именно культурная ориентация мотивирует и определяет сегодня человеческое поведение, все в большей степени определяя направление в том числе современного производства. 

-  Возникает ли на этом едином пространстве конфликт разных культурных ориентации? Не кажется ли вам, что именно экономцентристская модель, культивирующая стратегии потребления и предлагающая в качестве базовой метафоры жизни «мир как проект», становится сегодня доминантной? Не вступает ли это «менеджерское» мировоззрение в конфликт с культурой гуманитарной, рассматривающей общечеловеческие ценности в совсем иной системе координат?

- Современная культура необычайно сложна и дифференцирована. Управленческая парадигма действительно быстро утвердилась в современной России, что не должно нас удивлять, если вспомнить о плановом характере советской экономики. Идеи менеджеризма, действительно, упали на благодатную почву. Однако процесс дифференциации и усложнения культуры заставляет относиться к этой парадигме с некоторой осторожностью. Управление включает в себя множество разных стратегий.В сфере культуры управление имеет давно устоявшуюся область приложения сил - это управление культурным предприятием, музеем или театром. Но можно обратить внимание и на некоторые новые моменты. Благополучие современного общества во многом зависит от способности людей реализовывать проектный способ мышления, быстро и креативно реагировать на возникновение новых реалий. Должна быть возможность не просто управлять заданными объектами культуры, а выдвигать и претворять в жизнь новые культурные инициативы. В этом смысле центральным понятием современной жизни становится творческая инициатива - креативность, позволяющая людям не только участвовать в жизни традиционных культурных учреждений, но и формировать новую культурную среду. Локальная творческая инициатива как раз и создает многообразие культурных форм современного общества. В современном мире навыки управления играют большую роль, но не меньшее значение имеет и творческая составляющая- способность людей выходить с культурными инновациями и проектами. В этом плане нашей системе образования многого недостает. В России существует множество вузов, готовящих специалистов к работе в традиционных культурных отраслях. Но современный город -это особая среда, которая постоянно обновляется и создает новые возможности для культурных инноваций. Выпускники культурологических отделений, в частности, должны хорошо понимать характер этих процессов и уметь взаимодействовать с ними на уровне личной проектной инициативы. 

-  Как следует организовать учебный процесс на культурологических отделениях, чтобы студенты хорошо понимали «смысл и динамику» современных культурных индустрии? Сейчас пространство преподавания дисциплин о культуре крайне неоднородно: с одной стороны, существуют явно ориентированные на массовый спрос факультеты «менеджмента в сфере культуры», с другой - элитарные и «гламурные» отделения культурологии, вооруженные какой-то одной, единственно верной исследовательской программой (например, cultural studies). Возможно ли преподавание культурологии вне этих жестких оппозиций: элитарное/массовое, менеджмент/идеология, «культура как Товар»/»культура как Учение»?

- Новая кафедра, созданная в Высшей школе экономики, носит название «Науки о культуре», тогда как готовит она специалистов-культурологов. Судьба культурологии как дисциплины в России не проста, но проблема не только в этом, в конце концов, все области знания время от времени переживают кризис.Начнем с того, что само название «культурология», на мой взгляд, не совсем удачно, поскольку создает впечатление, что существует одна фундаментальная дисциплина, некая общая «теория культуры». Но мы видим, чтоэто не так. Культура настолько тесно связана со смысловым горизонтом конкретных эпох конкретных обществ и социальных групп, что всякий раз само ее понятие устанавливается и определяется заново. Существуют сотни разных определений понятия «культура», которые невозможно привести к единому знаменателю. С другой стороны, саму эту ситуацию можно и нужно осмыслить. Науки о культуре неотделимы от некоторого смыслового горизонта самоистолкования человеческого поведения. В методологическом отношении они представляют собой точки пересечения различных дисциплинарных подходов. Если исходить из современного состояния гуманитарных наук, то, очевидно, что говорить о какой-то единой парадигме и даже доминирующих течениях в этой области не приходится.Динамика развития современной гуманитарной мысли тесно связана с возникновением и реализацией отдельных исследовательских программ. Работа над определенной концепцией объединяет на время разные группы ученых, но как только эвристическая или прагматическая продуктивность идеи кажется исчерпанной, проект приходит к своему завершению и исследовательский коллектив распадается. Если посмотреть с этой точки зрения, то я бы выразил сомнение в том, что в России сильно развиты подходы, лежащие в русле упомянутых вами cultural studies. Прежде всего эти подходы не реализованы как продуктивная исследовательская программа. Да и в смысле рецепции классиков этого направления все обстоит не очень благополучно. Достаточно отметить простой факт: работы основателя cultural studies - Стюарта Холла - до сих пор фактически не представлены на русском языке.

 - Зато есть целая группа людей, которые говорят: «Мы занимаемся cultural studies».

-  Cultural studies - это исследовательский проект, который имеет и определенную прагматическую составляющую. Можно сказать, что это политико-теоретический проект, пытавшийся скорректировать и сделать более гибким марксистскую традицию анализа и критики капитализма. Основатели этого направления никогда не скрывали своей политической ангажированности и прагматической направленности. С другой стороны, cultural studies - это только одно из направлений современных исследований культуры. Даже авторы, работающие в этом русле, давно пишут, например, о переходе к post-cultural studies.Вообще, необходимо отметить, что в России до сих пор в значительной степени не отрефлексировано то, что за последние полвека наработала мировая наука в этой области. Отечественный исследовательский инструментарий остается во многом архаичным и скудным. Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть любой отечественный учебник по культурологии. И хотя российские ученые хорошо осмыслили философию культуры первой половины XX века, современная западная методология с ее динамикой и способностью быстро реагировать на изменяющийся предмет до сих пор во многом остается terra incognita.Проблема анализа культуры, даже в чисто теоретическом плане, предполагает высокую академическую мобильность, которая всегда была болевой точкой российской науки. Именно поэтому наша кафедра стремится привлекать к преподаванию наук о культуре специалистов из самых разных гуманитарных областей. Мы хотим, чтобы наши студенты могли овладеть максимальным количеством аналитических инструментов, операционализировать теоретический багаж, существующий в разных дисциплинах, реализовать себя в качестве аналитиков культуры, критиков культуры, но также и инициаторов новых культурных проектов. 

- Создание кафедры «Науки о культуре» в ГУ-ВШЭ - попытка исправить положение этих наук?

- Как я уже сказал, ситуация в российской культурологии далеко не благополучная. Можно выразиться и более резко - после краха советской идеологической системы целые страты обществоведов нашли здесь нишу для канализирования своей эрудиции, лишенной организующего стержня. И хотя у нас есть ряд прекрасных центров по подготовке специалистов в области культурологии (например, отделения и факультеты МГУ, РГГУ, МВСШЭН, Смольного института), говорить о процветании этой дисциплины пока не приходится. Эта область до сих пор остается во многом невозделанным, «а-культуренным» полем, поэтому здесь еще не возникла межвузовская конкуренция. Скорее, наоборот, на данном этапе для развития наук о культуре важна продуктивная кооперация разных образовательных и научных центров. Мы видим, что фундаментально-теоретическая подготовка, приближающаяся к философской, дается в МГУ, историко-искусствоведческий подход развит в РГГУ, а в Смольном институте акцент делается на социально-теоретическом запасе знаний.Культурологическое отделение ГУ-ВШЭ, в свою очередь, руководствуется двумя базовыми идеями: это Liberal Arts (свободные искусства) и современные культурные и креативные индустрии. В рамках первого направления студенты получают широкое классическое гуманитарное образование, которое позволяет уверенно ориентироваться в истории культуры и в современных культурных процессах. Такая подготовка служит хорошим базисом для дальнейшей профессиональной специализации - как научной, так и прикладной. Второе направление - культурные индустрии - станет ориентиром для магистерской учебной программы нашего отделения. Этот ориентир как бы выражает в новой форме старую мысль о том, что университет должен поддерживать и развивать связь с городом, с городской средой. Университет - городской феномен, и он должен быть чувствителен к современной урбанистической среде. В рамках этого направления основной упор будет делаться на формирование компетенций, необходимых для участия в новых культурных индустриях, а также на инициативность и креативность выдвижения и реализации культурных проектов. Сама инфраструктура такого мегаполиса, как Москва, позволяет, в частности, через систему практик и стажировок, привлекать студентов к участию в различных формах современной инновативной культурной деятельности. 

-  Вы делаете акцент на изучении современной культуры. С какого периода начинается «современная культура» и каковы ее отличительные черты?

- Современность - одно из самых спорных понятий. Чтобы не показаться слишком оригинальным, скажу, что эпоха современности, или, выражаясь социологическим термином, «модерна», - это последние два столетия. Однако специфика современного культурного процесса непосредственно связана с новейшими реалиями постиндустриального, информационного общества. Решающую роль здесь играет качественно новый уровень динамики культуры, появление современных средств коммуникации, новые способы тиражирования культурных артефактов, организации и воспроизводства культурных практик. И качественные, и количественные изменения здесь носят революционный характер. В этом узком значении «современность» - это в первую очередь новые цифровые средства коммуникации, качественно иная структура спроса на рынке продуктов культуры, новые возможности для реализации и продвижения культурных инициатив. 

- Какой вам видится профессиональная карьера ваших выпускников, получивших фундаментальное образование и столкнувшихся с реалиями рынка труда?

- В ГУ-ВШЭ активно развивается практика создания на различных факультетах так называемых «базовых кафедр», которые напрямую связаны с крупными компаниями, выступающими в качестве потенциальных работодателей для выпускников. Такая практика фактически и является конкретной институциональной формой реализации упомянутого принципа связи университета с городской средой. При разработке программ для подготовки магистров мы будем ориентироваться на этот опыт. Речь, однако, идет не о том, чтобы готовить выпускников-магистров для конкретных корпораций. Все же необходимо считаться с тем, что традиционные отрасли культуры обеспечены своими вузами, имеющими дли-тельный опыт подготовки соответствующих специалистов - будь то в области музейного дела, кино или театра. Но мы станем развивать партнерские отношения с различными центрами культурного производства: издательствами, редакциями, клубами, фондами и т.д. Наша задача - не пытаться найти одного крупного партнера-заказчика, способного обеспечить места для наших выпускников, а дать возможность студентам активно включиться в современный культурный процесс, чтобы впоследствии они могли найти или даже создать для себя наиболее подходящую нишу. Мы рассчитываем, что к нам будут приходить люди инициативные и творческие, те, кто хочет развивать собственные инновационные идеи. 

- В связи с этим планируется ли создание краткосрочных программ для обучения людей, уже имеющих опыт работы в культурных индустриях? Что-то вроде школ МВА для специалистов в сфере культуры?

-  Мы не пытаемся сузить свои горизонты и, разумеется, ставим перед собой самые амбициозные задачи. Но мы хотим, чтобы и по окончании стартового этапа обучения у наших выпускников была возможность реализовать себя в разных практических сферах, а также сменить при желании специализацию, получить магистерское образование по другой специальности. Для этого они должны получить конкурентоспособное базовое образование в качестве бакалавров.Современный рынок труда диктует необходимость в углубленной специализации, но, с другой стороны, в нашем обществе уже сейчас ощущается большой дефицит людей, способных выходить за рамки своей (какправило, очень узкой) специальности и осваивать то новое, что появляется и в экономике, и в культуре. Сегодня мы наблюдаем исторически беспрецедентное по своей скорости обновление списка профессиональных знаний во всех областях. Чтобы ответить на этот экономический вызов, система образования вступает в период структурного преобразования. В этом смысл Болонского процесса: его можно рассматривать как создание такой образовательной системы, которая была бы в состоянии быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру и запросы рынка труда. Одна из принципиальных целей этих преобразований, однако, заключается в том, чтобы человек на всем протяжении своей трудовой карьеры имел возможность для профессионального маневра. В рамках подготовки культурологов мы также будем исходить из того, что выпускник должен обладать навыками и компетенциями, позволяющими ему уверенно чувствовать себя в изменчивом мире. 

-   Вы ставите перед собой задачу, которую очень сложно решить в рамках бакалавриата. Вероятно, вы уже столкнулись с проблемами «чему учить» и «что получать на выходе»?

- Современный учебный процесс в большей степени ориентирован на формирование профессиональных компетенций, а не конкретных навыков. Главный смысл этой новой «риторики компетенций» - научить человека осваивать и приобретать новые знания, уметь при необходимости расширять свой профессиональный багаж. Но это не означает, что сама учебная программадолжна пересматриваться раз в полгода и превратиться в нечто «текучее и изменчивое». Напротив, успех современной подготовки во многом зависит от продуманной структуры программы, от того, насколько четко в ней расставлены акценты и определены основные ориентации. Если говорить о специфических задачах отделения культурологии ГУ-ВШЭ, то это - формирование инициативного мышления и формирование креативных компетенций. Мы постараемся реализовать концепцию связи с городом и научить ребят работать в динамично меняющейся урбанистической среде. Для решения этих задач отделение культурологии, безусловно, будет использовать ресурсы и возможности своей alma mater. В Высшей школе экономики работают классные специалисты и существуют очень сильные факультеты. Само название университета уже обязывает к тому, чтобы подготовка в области экономики была на высоком уровне - помимо общего курса по экономике наши бакалавры, в частности, будут знакомиться с институциональной экономикой, с проблемами и подходами к экономике культуры. Нам важно, чтобы выпускники бакалавриата не только хорошо ориентировались в своей предметной области, но и обладали начальными экономическими и управленческими компетенциями.Близость к философскому факультету (отделение открывается именно на нем) также дает новому отделению определенные преимущества. Ведь сам переход к теории культуры, превращение культуры в центральное понятие современных гуманитарных наук совершалось первоначально именно в области философии. Напомню хотя бы имя Эрнста Кассирера, предложившего формулу перехода от «теории познания» к «философии культуры». Кроме того, учитывая междисциплинарный характер современных подходов к культуре, философия дает еще то преимущество, что образует научную среду, позволяющую методологически корректно «сшивать» различные исследовательские и аналитические подходы, избегая эклектизма. Междисциплинарность - вещь хорошая, но без соответствующей теоретической рефлексии, без концептуальных основ ей грозит поверхностность и эклектизм. А философия как раз и является тем теоретическим ресурсом, к которому - осознанно или нет - прибегает любая дисциплина, находящаяся в процессе становления или переструктурирования. Об этом свидетельствует не только история наук о культуре, но и естественных наук. Любая крупная научная революция в физике отмечена обращением к философии.

-  Нет ли здесь противоречия: развивать креативность для работы в индустриях производства масс-культуры и одновременно - давать фундаментальное (а значит, по определению «немассовое») образование в аристократическом духе свободных искусств? 

- Я думаю, что современную культуру нельзя сводить к «культуре массовой» в том смысле, который вкладывал в это понятие, например, Хосе Ортега-и-Гассет. Современная культура индивидуалистична, она адресуется к субъекту, а не к безликим массам, поглощающим гомогенные культурные продукты. Мы уже упомянули понятие «кастомизация»: возможность индивидуализации культурного потребления и соответствующий подход в области культурного производства является главной характеристикой современной культуры.  Наше общество уже нельзя описывать в категориях «масс» -оно все больше индивидуализируется.Если же говорить о двух «полюсах» нашей учебной программы, то один из них я бы назвал «культурной инициативой», а другой - «культурным анализом». Напряжение между этими полюсами действительно существует, но я не вижу здесь фундаментального противоречия. Напротив, эти направления подпитывают и дополняют друг друга, и каждый студент может стремиться к тому «полюсу», который ему представляется более близким. Четкую дифференциацию программ мы будем вводить уже на уровне магистратуры.

 -  Какие специалисты будут преподавать на вашем отделении?

- В России культурология развивалась как дисциплина, ориентированная на «звезд»: у ее истоков стояли такие выдающиеся ученые, как, например, Сергей Аверинцев. Но я думаю, что подобная стратегия имеет свои ограничения. Хотя система «академических звезд» чрезвычайно развита в современных университетах, практика показывает, что факультеты, делающие ставку только на «громкие имена», обычно не создают новых научных школ и направлений. Строить учебный процесс вокруг одной выдающейся личности - это романтическая, но не безусловно продуктивная идея. Решающее значение имеют структура образовательной программы и одновременно высокая мобильность преподавателей. Хотя в российских условиях до этого идеала еще далеко, стремиться к этому, конечно, необходимо.Наша кафедра скорее ориентирована на молодой преподавательский состав, обладающий не только научно-исследовательскими, но и практическими профессиональными компетенциями, например, опытом работы в журнальном, издательском или ином направлении сферы культуры. Кроме того, мы рассчитываем привлекать специалистов, непосредственно занятых в культурных индустриях и способных поделиться своим опытом - настолько, насколько это вообще будет возможно. Лаже если это будут краткие мастер-классы, опыт и навыки практиков неоценимы. Разумеется, отделение постарается максимальным образом опереться на опыт и знания специалистов, преподающих в Высшей школе экономики, - ведь в нашем университете преподают талантливые ученые. 

- Как отразится связь с философским факультетом на учебном процессе? Будут ли ваши студенты изучать больше иностранных языков?

-   Без коммуникации с мировым сообществом ни одна научная или образовательная институция не может нормально функционировать. Поэтому в Высшей школе экономики языковой подготовке уделяется самое серьезное внимание. Студенты нашего отделения имеют возможность изучать по усиленной программе два иностранных языка. Кроме того, на начальном уровне они будут знакомиться с классическими языками - латинским и древнегреческим. 

-  Первый набор студентов состоится в этом году?

-  Да, мы планируем начать обучение с этого года, набор - 25 человек. В этом году на отделении открывается программа бакалавриата, впоследствии, вместе с открытием магистерской программы, на отделении планируется открытие новых кафедр.

 - Будет ли на вашем отделении вестись научно-исследовательская работа?

-  Конечно. К сожалению, одна из проблем российской образовательной системы состоит в разделении преподавательской и исследовательской деятельности. Для университета это совершенно ненормальная ситуация. К чести Высшей школы экономики следует признать, что это один из отечественных университетов, реализующих принцип единства научной и образовательной деятельности. Школа проводит последовательную политику, направленную на стимулирование преподавателей к занятию наукой (посредством системы грантов и академических надбавок).Молодой философский факультет и новое отделение культурологии изначально строились, исходя из принципа единства преподавания и исследования. Специфика университетского образования как раз и состоит в том, что в нем не «натаскивают» на узкую специальность, но готовят широко мыслящих, творческих людей. Такую подготовку как раз и способны обеспечить люди, включенные в реализацию исследовательских задач. 

 

Беседовали

Виктор Вахштайн,

Валерия Паркачева,

Марина Пугачева 

(Источник: Платное образование. 2007. № 5 (55). С. 44-49)