• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о заседании киноклуба 13 апреля по фильму Ёдзи Ямады «Сумеречный самурай»

В эту пятницу, 13 апреля, на отделении культурологии прошло  заседание киноклуба «Синий ключ». Приглашенным гостем стал Максим Сергеевич Гамалей, старший преподаватель отделения востоковедения НИУ ВШЭ, специалист в области истории и культуры Японии. Он выбрал для показа фильм Ёдзи Ямады «Сумеречный самурай» (2002).

«Представьте себе, что
культура – это биологическая среда, в которой мы живем. Мы дышим смесью азота и
кислорода. Но есть организмы, которые дышат кислородом, растворенным в воде.
Если нас погрузить в воду, мы сможем там жить, но не долго. Так и они не смогут
жить на воздухе. Наша среда определяет нашу жизнеспособность. Все наши суждения
подчиняются установкам и паттернам нашей культуры. Японская культура - это
совершенно отличная от нашей среда. К ней не применимы наши понятия и  ценности. Вы смотрите фильм и интерпретируете
его со своей точки зрения как носитель ценностей  русской, европейской, глобальной цивилизации.
Возможно, вы по-другому расставляете смысловые акценты.

Вы представите свою
точку зрения на этот фильм. Я, как человек, обремененный знаниями о  японской культуре, представлю свою точку
зрения на те культурные феномены, которые отражены здесь. Но это не будет точка
зрения самих японцев…»

 М.С. Гамалей

В эту пятницу, 13 апреля, на отделении культурологии прошло  заседание киноклуба «Синий ключ». Приглашенным гостем стал Максим Сергеевич Гамалей, старший преподаватель отделения востоковедения НИУ ВШЭ, специалист в области истории и культуры Японии. Он выбрал для показа фильм Ёдзи Ямады «Сумеречный самурай» (2002).

«Я вам предлагаю сегодня посмотреть фильм «Сумеречный самурай». На мой взгляд, это очень интересная для японского кинематографа работа. Фильм порядочно выделяется из японского исторического
кино. Кроме того, для меня он интересен в смысловом плане. Актуальные проблемы современной Японии, общечеловеческие проблемы, автор  затрагивает в контексте последних лет эпохи Токугава, когда Япония переживала  драматический период своей истории.  Это время, когда сломалось привычное,
традиционное течение жизни, и в уютный мир изолированной средневековой Японии ворвался Запад с его инновациями, с его плюрализмом мнений, принципиально иной религиозной, философской трактовкой жизни человека, его предназначения». (М.С. Гамалей)

Главной проблемой дальнейшей дискуссии был заявлен конфликт индивидуальности и общества. Аудитории был задан вопрос,
которому стоило уделить внимание во время просмотра фильма: «Может ли личность стать свободной, если будет стремиться к общественному идеалу?».

Максим Сергеевич настоял на том, чтобы участники заседания посмотрели «Сумеречного Самурая» с оригинальной озвучкой и русскими субтитрами.

«Я считаю, что любой иностранный фильм нужно смотреть на языке оригинала, вне зависимости от того, знаете вы язык или нет. Игра актёров воплощается в речи, атмосфера фильма задается звуком
и языком. Если персонажи говорят голосами «Союзмультфильма», то ощущения, что вы смотрите японский фильм,  не возникает. Чтобы почувствовать аутентичную атмосферу и чтобы не было эффекта узнавания голоса, фильм всегда нужно смотреть на оригинальном языке». (М.С. Гамалей)

Обсуждение началось с возвращения к заданному вопросу о свободе личности и общественных идеалах. Первым слово взял студент 4 курса отделения культурологии Александр Михайлов, задав темп дискуссии и обозначив основные темы обсуждения – темы долга и чести, личных  и коллективных ценностей, социального статуса в японском обществе. Почти все присутствовавшие
включились в обсуждение. Было высказано много замечаний, мыслей, интерпретаций.

Еще одна тема, затронутая в дискуссии – ценности главного героя Игути Сэйбэя: являются ли они новыми по отношению к традиционным ценностям феодальной Японии или же  они  все-таки консервативные? Мнения аудитории разделились, а Максим Сергеевич занял позицию наблюдателя и фиксировал различные точки зрения на доске.

Тема гендерных отношений и разрушения патриархальной иерархии были затронуты несколько позже, активно обсуждались в рамках проблемы «новаторства», изменения ценностей главных героев по сравнению с традиционными ценностями.

Когда уже было сказано много слов, успели столкнуться различные позиции и мнения, Максим Сергеевич спросил:

 - Мне рассказать, как я вижу этот фильм?

 - Дааа!!!, - громко и хором отозвалась аудитория.

М. С. Гамалей прояснил некоторые реалии японской жизни в 19 веке, в том числе регламентацию самурайских боев, и 
некоторые эпизоды обрели несколько иной смысл.

Гость показал, что проблематика коллективного и индивидуального важна в первую очередь не для самураев 19-го века, а для современных японских офисных клерков. Фильм снят в 2002 году, «времени агонии и гибели традиции «пожизненного найма»
в Японии». То, как показана жизнь самураев, оказалось метафорой современной корпоративной жизни. Другими словами, первая важная проблема «Сумрачного самурая» - судьба человека в корпоративном мире.

«Весь фильм – это протест против корпоративного, статусного общества» (М.С. Гамалей).

Вторая важная проблема фильма – вопрос мужественности и гендерной идентичности. В современной Японии существует проблема воспроизводства населения. Японцы не хотят рожать детей. Японские мальчики похожи на девочек и наоборот. Происходит потеря мужественности. В фильме есть героиня (Томоэ Иинума), которая ведет себя как мужчина и герой (Митинодзо Иинума), который наделен женскими качествами. Даже главный герой (Сэйбэй Игути), который, казалось бы, лучший боец, сильный и благородный, не способен выполнять главную функцию мужчины – содержать свою семью.

В японской культуре невозможно говорить о «новаторстве» как привнесении чего-то нового, более современного в общество, ценности, мораль. Понятие «модернизация» здесь имеет несколько другое семантическое поле, чем в западноевропейской культуре. «Модернизация» - это не эволюция, а движение по спирали, на каждом новом уровне которой необходимо просто вдохнуть жизнь в старое. Высшие ценности для японцев находятся в прошлом (как тут не сопоставить с концепцией «Золотого века», которую воспроизводит еще Гесиод).

Ход дискуссии показал: то, что видим мы (как представители западноевропейской культуры, люди, не занимающиеся культурой Японии) в фильме «Сумеречный самурай», то, какие смыслы мы считываем, обусловлены нашим культурным бэкграундом. Мы смотрим этот фильм, как многие другие западноевропейские фильмы, и так же с ним работаем. Максим Сергеевич показал те смыслы, которые может увидеть специалист по японской культуре. Какие смыслы считывают сами японцы, для нас так и останется загадкой, потому что, чтобы так посмотреть и понять этот фильм, нужно находиться внутри японской культуре, быть японцем.Моргачева Дарья.

В статью включены фрагменты интервью, которое М.С. Гамалей дал перед началом заседания киноклуба.

 

Аудио здесь:  http://depositfiles.com/files/sjvx2z38b

Фоторепортаж Юли Рудницкой: http://www.facebook.com/media/set/?set=a.348002548581023.74685.173841215997158&type=1