• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Студенты 4 курса посетили музей В.В. Маяковского

13 сентября 2012 года студенты четвертого курса вместе с И.В. Глущенко посетили музей Маяковского - один из самых  необычных музеев Москвы.

Первый музей, который мы посетили в рамках курса «Культура повседневности. Советский период», стал музей В.В. Маяковского. В холле нас встретили готовая ответить на все вопросы экскурсовод, 12 необычных стульев, очень покосившихся, но очень прочных и металлическая «флейта-позвоночник», играющая роль портала в мир великого поэта.

Композиция музея совершенно оторвана от тривиальных представлений о музейной экспозиции. Экспонаты здесь не столько и не только личные вещи поэта и воспоминания о нём, но целые образы, связанные с основными вехами его жизни и творчества. Составлены эти образы из кусочков и обломков быта Маяковского (здесь и парта за которой он сидел в Кутаиси, и его поношенные ботинки и дорожный раскладной таз), из его и чужих воспоминаний (письма к Лиличке, видеофрагменты из его малоизвестного фильма, фотографии), из фрагментов его творчества, а также из элементов, не имеющих лично к Маяковскому отношения, но прекрасно характеризующих мир в котором он жил. Так, соседствуют «башня Татлина» и вырезанные из металла, раздваивающиеся иконы. А совсем рядом уже Маяковское:

           «Приезжай с дач, из городов и сёл,

 нечего в поисках трепать подошвы –

сразу

 в ГУМе

 найдешь всё

аккуратно, быстро и дешево!».

Следующая «веха» — перевёрнутый вверх ногами, «вздернутый» портрет Николая II. И так далее, движение по спирали, от образа к образу. Хаотичное нагромождение всего и сразу, которое складывается в единую мозаику только последовательно и часто не без помощи гида. Яркие и кричащие цвета – красный, зелёный и жёлтый, обломки стекла и металла, обрывки газет и плакатов, беспорядок и мелкие бытовые детали  —  равноценно воссоздают как личность писателя, так и представление обо всей эпохе.

            Единственное, что осталось нетронутым в огромном пространстве бывшего коммунального дома, — это комнатка поэта на четвертом этаже. Здесь небольшой комод, где он хранил личные вещи, здесь стол, за которым он творил, здесь диванчик, на котором он с трудом умещался и именно здесь он 14 апреля 1930 года пустил себе пулю в сердце.  Композиция на этом не заканчивается, но начинает по спирали спускаться вниз, как будто отмеряя обратный отсчет, обращая внимание на самые трагические, возможно, роковые вехи жизни поэта.

            Позже, обсуждая впечатления от музея, все отметили его необычность, непривычный способ подачи информации, но такой целостный и яркий образ, оставшийся после. Наверное, именно таким был Маяковским, именно таким было время, в которое он жил. 

Надежда Хорт

Фотоотчет о мероприятии: