• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Отчет о заседании "Креативного класса", посвященном тотечесвтенному стереокино

 

23 марта состоялось очередное собрание Клуба «Креативный Класс» отделения культурологии. Нашим гостем стал Александр Сергеевич Мелкумов – генеральный директор Научно-творческого центра «Стереокино», а с 2005 года заведующий сектором цифрового  стереокино ОАО «НИКФИ».  Встреча была посвящена теме «Российский опыт 3D - история и техника».

Александр Сергеевич приготовил презентацию специально для нашей встречи, в которой представил свой институт и ответил на высланные ему заранее вопросы.


Свой рассказ Александр Сергеевич начал с того, что на самом деле понятия «3D» и «стереокино» обозначают одно и то же, но «3D» является американским термином, а «стереокино» – советским. Далее последовал разговор, в котором для многих из присутствующих, знакомых со стереокино лишь поверхностно, содержалось много неожиданных и интересных открытий.

Эра стереоскопического кинематографа гораздо дольше и полнее, чем принято считать. Предпосылки для создания кино в формате 3D существовали с самого рождения кино, но изначально эта техническая возможность не использовалась достаточно широко, не привлекал режиссеров. Считается, что «золотой век» стереокинематографа начался в 1952 году, когда в Голливуде увидела свет первая стереоскопическая цветная кинолента. Советский «золотой век» произошел на 10 лет раньше, притом, что первый коммерческий показ стереокино состоялся даже в 1916 году. Главная проблема в создании и реализации объемных фильмов заключалась не в том, как снять кино, а как его показать таким образом, чтобы сохранить все качества фильма. Вариантов решений существовало много: одним из самых популярных была «сепарация» - ставить перед проектором два разных цветовых фильтра и надевать зрителям очки.

С середины 30-х годов основные исследования велись во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ), которым сейчас и руководит наш гость. В 1963 году в связи с распространением широкоформатных фильмов в НИКФИ была разработана система «СТЕРЕО 70» - за нее и за преданность работе в области стереокино  НИКФИ был удостоен награды «Оскар» в номинации «За техническое достижение». 70 – означает размер удвоенной пленки, тогда как обычная пленка была 35 мм в высоту.  Существовала идея даже применить это новшество при съемках всем известного фильма «Война и Мир» Сергея Бондарчука, но затем от нее отказались. Тем не менее, в системе «СТЕРЕО 70» было снято множество фильмов. Что удивительно, в СССР стереокинотеатры были открыты в более чем 100 городах, и люди могли смотреть там фильмы даже без очков. Вес и цена камеры, удобство ее использования (оператор сразу видит изображение в объеме), принципиально новая технология говорят в пользу отечественных достижений - в Голливуде для создания нужного 3D эффекта две большие кинокамеры склеивают между собой, в России результат можно получить с помощью одной пленки и одной камеры, которую даже можно держать на руках.

Примечательно: Каждый зритель воспринимает относительные расстояния между объектами в зависимости от своего расположения в зале. Чем дальше он сидит  от экрана, тем в большем пространственном диапазоне он наблюдает трехмерное изображение сцены. Но с другой стороны, при отдаленности экран становится меньше – поэтому стереокино обычно показывается только на очень больших экранах.

Александр Сергеевич рассказывал о том, что объемное кино стало последним шагом, вслед за звуком и цветом, в стремлении людей к максимальной иллюзорности. Чаще всего к стереокино не относились с серьезностью, придавая ему развлекательный статус. Эта тенденция сохраняется до сих пор. Но в ответ на вопрос о том, можно ли снять, например, драматическое кино в этом формате, гость ответил своим культурологическим вопросом: «А как вы считаете, нужен ли тогда для драмы цвет?» и продолжил: «Только в звуковом фильме можно почувствовать тишину. Только в цветном фильме можно увидеть монохромность. Только в стереокино можно по-настоящему ощутить плоскость, в сравнении с полноценным объемом». Соответственно, чем больше технических возможностей – тем больше возможностей для создания условности.

Объемное кино возрождалось и постепенно сходило на нет каждые двадцать лет – у каждого нового поколения появлялся к нему интерес, но, воспринимаемое скорее как аттракцион, стереокино недолго удерживало интерес публики. Герой нашей встречи сравнил такую ситуацию с цунами.

С недавнего времени стереокино вновь оказалось в центре внимания кинобизнеса. Ключевым событием весенней международной выставки Sow West в Лас Вегасе несколько лет назад стала презентация новой технологии демонстрации стереоскопических киноизображений в цифровом формате (то есть кадр снимается одной камерой с одного ракурса, а потом расщепляется с помощью компьютерных технологий). Взаимное дополнение стереокино и цифровых технологий признано как удачный маркетинговый ход в продвижении к зрителю экранной формы нового поколения – виртуальный мир.
Для презентации технологии цифрового стереокинопоказа в качестве «тяжелой рекламной артиллерии» были привлечены ведущие продюсеры и режиссеры Голливуда. «Великолепная пятерка» - Джордж Лукас («Звездные войны»), Джеймс Камерон («Титаник»), Роберт Земески («Полярный экспресс»), Роберт Родригес («Дети шпионов»), Рандал Клейсер («Властелин колец») с присущей ей импульсивностью заявила, что они уходят из кинематографа … в стереокино.

Изначально 3D технология стала применяться к анимационным фильмам – первым из них стал советский анимационный фильм «Цыпленок Цыпа». В этой области кино 3D достигло большой популярности и успеха. Поскольку стереокино вновь стало очень прибыльным, появлялось все больше желающих завоевать этот рынок. И через некоторое время начали выходить многочисленные фильмы в 3D формате, самым громким и эффектным из которых без сомнений можно назвать «Аватар» Джеймса Кэмерона. Александр Сергеевич пояснил, что в съемках фильма были использованы эффекты, которые известны более полувека, поэтому новаторство фильма заключается не в технической революции, как считают многие, а в том, что актеры были полностью интегрированы в иной, непохожий на наш виртуальный мир.

Но количество выпущенных в прокат фильмов резко снизило планку качества – например, участились случаи, когда кадры были неправильно скомпонованы, и у зрителей начинала болеть голова, или большую часть фильма создатели оставляли в обычном формате, делая только вставки 3D, но продолжали собирать значительные суммы за билеты. НИКФИ не был привлечен к этому процессу создания фильмов, многие только появившиеся в этой сфере деятели вообще не знали о такой долгой истории развитии стереокино и не учли предыдущих ошибок. Также многие режиссеры при монтаже не учитывали, что стерео кино в силу своей специфики требует меньшей скорости монтажа, а следовательно - и другого киноязыка. В США, из-за большого разрыва между предыдущим поколением, достижения в области стереокино не были известны. Результат - интерес к стереокино в настоящее время снова начал резко падать.

Александр Сергеевич рассказал иллюстрирующий современную ситуацию анекдот: «Ко мне подходит мужчина в институте и спрашивает: «А вы можете тоже снимать 3D кино так, чтобы можно было смотреть без очков?» - директор удивился: «Где вы такое видели?» - ответ: «Ну как же, сколько раз я в кинотеатре пробовал снимать очки – и все равно прекрасно видно!».


Также не оправдался расчет продюсеровстереокино на то, что зрители не смогут смотреть фильмы в таком формате дома, и, следовательно, будут вынуждены идти в кинотеатры – производители домашней техники смогли создать телевизоры с 3D-эффектом, тем самым вновь перетянув потребительскую аудиторию к себе.

НИКФИ продолжает вести свою деятельность – недавно А. С. Мелкумов и его команда были приглашены для съемок фестиваля в Испании.С аппаратурой НИКФИ был снят «Самый лучший фильм 3Дэ», что позволило сократить бюджет кино в 1,5 раза. Сейчас институт разработал технологию, с помощью которой3D фильмы можно будет снимать даже на цифровой фотоаппарат - однократное нажатие кнопки позволяет  получить изображение двух ракурсов каждой фазы анимации. На просчет отснятого материала и его просмотр в стерео режиме требуется не более 15 минут. В таком режиме уже были сняты мультфильмы «ЧУЧЕЛО» (5 мин) 2008 год, «Лиза Лимонная» (60 мин) - студия NUKU FILM (Эстония), релиз в 2011 г и «Синяя Борода» (90 мин) - в производстве.

Ольга Олеговна Рогинская в конце заседания предположила, что стереокино вполне могло бы стать частью авторского кино, если бы режиссеры использовали очевидный ресурс гротескного, который содержится в3D (в данном случае гротеск понимается избыточная правдоподобность, в результате которой окружающая реальность становится похожа на макет, а люди – на игрушек или кукол).